Сен 28

Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 4

Вместе с тем у отдельных лиц с экстрасистолией органического характера применение атропина в период воздействия ускорений оказывается эффективным. Последний может полностью снимать групповую и политопную экстрасистолию, что свидетельствует об участии в ее происхождении блуждающего нерва (рис. 1).

Отсутствие экстрасистолии у лиц этой подгруппы при гипоксических пробах заставляет отрицательно отнестись к мнению об участии в ее происхождении гипоксических факторов. В целях подтверждения правильности такого предположения была проведена серия исследований с применением противоперегрузочного костюма (ППК), который улучшает условия гемодинамики. При использовании ППК повышается артериальное давление в сосудах головы, частота сердечных сокращений снижается по сравнению с аналогичными условиями, но без ППК, что создает лучшие условия для кровообращения в сердце. Однако применение ППК у лиц с экстрасистолией органического характера эффекта не дает. Количество экстрасистол не только не уменьшается, а даже несколько возрастает (рис. 2).

Применение ППК вызывает увеличение потока афферентных импульсов с органов брюшной полости, что приводит к усилению вагусных влияний на сердце. Так как экстрасистолия у лиц подгруппы «б», по-видимому, связана с этими влияниями, то ее часто: та, естественно, несколько увеличивается.

Таким образом, экстрасистолию, возникающую в условиях воздействия радиальных ускорений, можно разделить на две большие группы: функциональную и органическую. В происхождении функциональной экстрасистолии доминирующее значение играют экстракардиальные влияния, реализующие эффект на сердце через блуждающие или симпатические нервы. В группе лиц с органической экстрасистолией выделяются две подгруппы: «а» и «б». У лиц первой подгруппы экстрасистолия не исчезает после введения атропина, наблюдается также в условиях гипоксических проб. В ее происхождении несомненное участие играет фактор гипоксии миокарда, возникающий как следствие относительной коронарной недостаточности. У лиц второй подгруппы гипоксия миокарда не играет существенной роли – главное значение в возникновении экстрасистол принадлежит экстракардиальным влияниям.

Помимо указанных форм экстрасистолии (функционального и органического характера), которые обнаруживаются при нагрузке и, следовательно, могут быть обозначены как «экстрасистолия напряжения» (Л. И. Фогельсон, 1957), существует еще «экстрасистолия покоя». Последняя наблюдалась в 6,8% у лиц с нейроциркуляторной дистонией кардиальной формы и гипертонической болезнью, в 6,7% – у лиц с миокардитическим кардиосклерозом и в 5,4% – у лиц с сосудисто-вегетативной неустойчивостью.

Экстрасистолия покоя, как правило, одиночная, в. основном желудочкового происхождения. В период воздействия ускорений (5–6 g) экстрасистолия исчезает, вновь появляясь после вращений.

Причем в первые, минуты по прекращении воздействия ускорений число экстрасистол покоя обычно возрастает, приходя к исходной частоте через 5 мин. Иногда экстрасистолия покоя может наблюдаться в процессе нарастания перегрузки или даже при ускорениях в 3 g, может сохраняться и при подъемах в барокамере на высоту 5000 м. Однако число и характер экстрасистол покоя не меняется, что служит дифференциальным признаком для отличия их от экстрасистолии органического характера.

Важным для врачебно-летной экспертизы является оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у лиц с нарушениями ритма сердца. Сопоставление переносимости ускорений и некоторых физиологических показателей у лиц с нарушениями ритма в условиях воздействия ускорений не выявило какой-либо существенной разницы по сравнению с контрольной группой (табл. 7).

Таблица 7

Физиологические реакции и устойчивость к положительным ускорениям летчиков с нарушениями ритма сердечной деятельности

Группы

Наименование группы

Количество обследованных

Средний возраст (в годах)

Физиологические реакции при 5g (30 сек)

Устойчивость к ускорениям, g

Пульс (уд/мин)

Ушное артериальное давление мм рт. ст

Острота зрения

І

Контрольная

222

33

152,3±1,18*

65,5±2,38

0,84±0,005

5,76

ІІ

Лица с экстрасистолией функционального характера

82

35

153,8±1,09

61,7±4,3

0,83±0,002

5,61

ІІІ

Лица с экстрасистолией органического характера

13

38

147,7±6,1

66,0±10,9

0,89±0,039

5,68

* Цифры средней ошибки.

Из табл. 7 видно, что у лиц с экстрасистолией по сравнению с лицами контрольной группы нет существенной разницы в устойчивости к ускорениям и в физиологических реакциях. Более низкая частота пульса при перегрузках 5 ед у лиц III группы может быть объяснена возрастными особенностями.

Несмотря на эти данные, экспертный подход к лицам с функциональным и органическим характером экстрасистолии должен быть различным. Динамическое наблюдение за лицами с функциональной экстрасистолией не обнаруживает какого-либо прогрессирования. Клинические обследования также не выявляют у них заметных отклонений в состоянии здоровья, в частности в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Поэтому летчиков функциональной экстрасистолией, обнаруживаемой в условиях воздействия ускорений, следует, допускать к летной работе в истребительной авиации при условии хорошей функциональной сердечно-сосудистой системы.

У лиц с органической экстрасистолией прогноз менее благоприятный. Динамическое наблюдение в течение 3 лет за группой летчиков (3 человека), допущенных в порядке индивидуального решения к продолжению летной работы в истребительной авиации, показало нарастание у них патологических изменений миокарда, носивших диффузный характер. Не исключена возможность, что частые, повторные воздействия ускорений, при которых появляются групповые или политопные экстрасистолы, вызывают в свою очередь на какое-то время ухудшение кровоснабжения миокарда, приводящее к развитию в нем диффузных изменений. Следует также подчеркнуть, что у лиц с атриовентрикулярной экстрасистолией или атриовентрикулярным ритмом происходят ретроградные сокращения предсердий, вызывающие ток крови в обратном направлении, что может неблагоприятно сказываться на гемодинамике.

Из этого следует, что у лиц с органическим характером экстрасистолии (как в подгруппе «а», так и «б») сами по себе нарушения ритма могут благоприятствовать дальнейшему прогрессированию основного заболевания сердечно-сосудистой системы. Поэтому летчиков, у которых при воздействии ускорений обнаруживается экстрасистолия органического характера, нецелесообразно допускать к продолжению летной работы в истребительной авиации.

В табл. 8 приведены сравнительные данные выявления экстрасистолической аритмии у летного состава в условиях воздействия различных функциональных проб.

Таблица 8

Выявление экстрасистолической аритмии у летного состава в условиях воздействия различных функциональных проб

Группы

Наименование групп

Количество обследованных

Запись ЭКГ в условиях

покоя и с физнагрузкой

дыхания газовой смесью, обедненной О2

дыхания под избыточным давлением (150-250 мм вод. ст.)

барокамеры (Н=5000 м)

Воздействия ускорений (3, 5, 6 g)

1

Здоровые

84

-

-

-

-

21,4

2

Нейроциркуляторная дистония гипертонического типа, кардиальная форма, гипертоническая болезнь 1 степени

63

7,0

5,0

12,5

2,8

41,3

3

Миокардитический кардиосклероз

16

12,5

10,0

14,0

13,0

31,2

4

Атеросклеротический кардиосклероз

17

-

-

12,5

12,5

30,0

5

Миокардиодистрофия и нарушение жирового обмена

22

4,5

18,0

6,6

3,7

50,0

6

Сосудисто-вегетативная неустойчивость

37

5,4

-

-

-

29,4

7

Прочие заболевания

78

-

-

-

1,3

16,6

Нарушения ритма сердца у летного состава, полученные в условиях воздействия ускорений, показывают, что в качестве функциональной пробы центрифуга имеет существенные преимущества по сравнению с другими пробами, используемыми в практике врачебно-летной экспертизы для выявления скрытых нарушений в деятельности сердца.

Похожие статьи:

  1. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 3 В 60% случаев экстрасистолия у здоровых лиц наблюдалась в период...
  2. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 2 Нерешенность и неясность патогенеза экстрасистолий и других нарушений ритма сердца,...
  3. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 1 Кандидаты медицинских наук П. М. Суворов, Н. А. Гольдин Сохранение...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.