Сен 27

Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 2

Нерешенность и неясность патогенеза экстрасистолий и других нарушений ритма сердца, возникающих при воздействиях ускорений, трудности в экспертной оценке их и послужили основанием , для проведения специальных исследований.

Исследования проводились на центрифуге с воздействием положительных ускорений (перегрузки кранно-каудального направления) величиной от 3 до 6 g в течение 30 сек (перерывы между вращениями составляли 5–10 мин). Проведено 400 обследований с участием 317 летчиков истребительной авиации. Обращалось внимание на возраст обследуемых, характер заболевания, перенесенные в прошлом инфекционные болезни, служебные и медицинские характеристики. За отдельными летчиками (50 человек) наблюдения велись в течение нескольких лет (до 6 лет). Предварительно все они прошли полное клиническое обследование в условиях госпиталя. ЭКГ регистрировалась как в покое (в 3 стандартных, 3 однополюсных отведениях от конечностей и в 6 грудных 1 отведениях), так и в условиях функциональных проб: проба Маетера, дыхание смесью, обедненной кислородом (до 9 – 10% О2), дыхание кислородом под избыточным давлением (до 250 – 300 мм вод. ст.), в условиях подъема в барокамере на высоту 5000 м (30 мин), а иногда и на 6000 ( 015 мин). В некоторых случаях осуществлялась запись баллистокардиограммы и векто-кардиограммы.

При обследовании на центрифуге ЭКГ регистрировалась в 3 стандартных отведениях: перед вращением, в течение всего периода воздействия перегрузок и в период последействия в течение 5 мин. Для суждения о функциональной способности сердечнососудистой системы при воздействиях ускорений записывались артериальное давление в сосудах ушной раковины и плечевой артерии, электроэнцефалограмма, исследовалась острота зрения и условнодвигательные рефлексы на световые раздражители. Для выяснения природы экстрасистолии применялась проба с атропином (в покое и при обследовании на центрифуге), изменение степени мышечного напряжения обследуемого при воздействии ускорений, а также вращение на центрифуге в противоперегрузочной одежде.

Таблица 6

Анализ экстрасистолических аритмий при воздействиях положительных ускорений у различных групп летного состава

Группы

Наименование группы

Количество обследованных

ЭКГ в условиях покоя (в % к общему количеству обследованных)

ЭКГ при ускорениях (в % к общему количеству обследованных)

Характер нарушений ритма при ускорениях

Экстрасистолия

Миграция ритма к атриовентрикулярному узлу

Нормальная

Замедл. QRS или PQ

Изменения миокарда диффузного характера

Экстрасистолия

Нормальная

Экстрасистолия

Одиночная

Групповая политропная

желудочковая

Атриовентрикулярная

І

Здоровые и практически здоровые

162

97,5

1,8

0,7

-

81,0

19,0

84,2

15,8

-

-

ІІ

Нейроциркуляторная дистония и гипертоническая болезнь 1 степени

63

79,5

5,5

8,2

6,8

58,7

14,3

57,7

7,7

23,0

11,6

ІІІ

Миокардитический кардиосклероз

16

20,0

13,3

60,0

6,7

68,8

31,2

60,0

20,0

20,0

-

IV

Атеросклеротический кардиосклероз

17

75,0

-

25,0

-

70,0

30,0

40,0

-

40,0

20,0

V

Миокардиодистрофия и нарушение жирового обмена

22

84,6

-

15,4

-

50,0

50,0

72,7

27,3

-

-

VI

Сосудисто-вегетативная неустойчивость

37

86,5

2,7

5,4

5,4

70,6

29,4

80,0

20,0

-

-

* В группу вошли 84 человека и 78 практически здоровых с хирургическими или терапевтическими заболеваниями, но с нормальной функцией сердечнососудистой системы.

В табл. 6 представлены данные о частоте и характере нарушений ритма сердца при воздействиях положительных ускорений величиной от 3 до 6 g (30 сек) у летного состава различных групп.

Из табл. 6 видно, что экстрасистолия наблюдается в 19% случаев у практически здоровых лиц, имеющих в исходном состоянии нормальную ЭКГ. По своему характеру экстрасистолия была одиночной, чаще желудочкового происхождения (84,2%), реже – атриовентрикулярного (15,8%).

Наоборот, среди летчиков с заболеваниями сердца или сосудов (II, III, IV, V группы) число случаев нарушений ритма сердца заметно увеличилось, достигая 30 – 50%. Наряду с одиночной экстрасистолией у них имела место как групповая, так и политопная экстрасистолия, а также миграция ритма от синусового узла к предсердиям, атриовентрикулярному узлу и полная синоаурикулярная блокада сердца. Экстрасистолия у здоровых лиц, как правило, была одиночной – чаще желудочковой, реже атриовентрикулярной. Число случаев обнаружения экстрасистол возрастало по мере нарастания величины ускорений. Так, из 26 человек во время и после воздействия ускорении величиной в 3 g экстрасистолия зарегистрирована у 6 человек, а при воздействии ускорений в 5 g – уже у 20 человек. Однако у одного и того же обследуемого в большинстве случаев не наблюдалось четкой взаимосвязи между появлением экстрасистолии и величиной ускорений. Экстрасистолы могли появляться при ускорениях в 3 g и отсутствовать при 5 g, наблюдаться при 5 g и не обнаруживаться при 6 – 7 g.

Похожие статьи:

  1. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 3 В 60% случаев экстрасистолия у здоровых лиц наблюдалась в период...
  2. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 1 Кандидаты медицинских наук П. М. Суворов, Н. А. Гольдин Сохранение...
  3. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 4 Вместе с тем у отдельных лиц с экстрасистолией органического характера...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.