Сен 27

Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 1

Кандидаты медицинских наук П. М. Суворов, Н. А. Гольдин

Сохранение высокой работоспособности летчика в период воздействия ускорений является важным условием успешного выполнения полетного задания.

При обследованиях летного состава на центрифуге в целях врачебно-летной экспертизы с применением непрерывной многоканальной записи электрокардиограммы нередко регистрируются нарушения ритма сердечной деятельности в виде экстрасистолий различной формы, миграция ритма или синоаурикулярная блокада. Причем часто в других условиях записи ЭКГ (в покое, при физической нагрузке, дыхании смесью, обедненной кислородом) нарушений у этих лиц не отмечается.

В подобных случаях возникали важные для ВЛЭ вопросы: являются ли изменения ЭКГ вариантами нормы или они свидетельствуют о наличии скрытой патологии, выявляемой при воздействии более сильной функциональной пробы, какой является вращение на центрифуге? Каков патогенез этих изменений? Отражаются ли нарушения ритма сердца на функциональной способности сердечно-сосудистой системы и какова должна быть тактика врача при решении экспертных вопросов у этой категории лиц?

Литературные данные о нарушениях ритма сердца при воздействии ускорений немногочисленны, что вызывает серьезные затруднения в определении частоты этих изменений у летного состава. Отсутствуют данные о нарушениях ритма сердца при воздействии ускорений у лиц летного состава, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.

Согласно литературным данным, нарушения ритма сердца чаще наблюдаются при воздействии отрицательных ускорений (перегрузка таз – голова), чем положительных (перегрузка голова – таз). В последнем случае многие авторы (Дириногофен, 1933; В.И. Бабушкин, В.Б. Малкин, В.В. Усачев, 1956; В.Б. Малкин, 1957; П.М. Суворов, 1958; Браун и Фицсимус, 1959 и другие) вообще не упоминают о явлениях нарушений ритма сердца у обследованных ими лиц. Некоторые исследователи наблюдали явления нарушения ритма сердца при воздействии положительных ускорений, однако довольно редко (Руфф, 1938; Гауер, 1950; Зейдем, Коэн, Сильверман и Райли, 1956 и другие).

О нарушениях ритма сердца при воздействии отрицательных ускорений упоминают многие авторы (Ионгблоед и Нуайонс, 1933; Гамбле, Шав, Генри, Гауер, 1949; Дуэйн, Векслер, Циглер, Бэкман, 1952; П.М. Суворов, 1958 и другие). В этих условиях наблюдается выраженная брадикардия, нередко экстрасистолия, асистолия.

Интересно отметить, что у щенят в возрасте до 2 недель, сердце которых еще не находится под контролем тонуса блуждающих нервов, синусовая брадикардия при воздействии отрицательных ускорений не возникает (В.Б. Малкин, 1959).

При воздействиях на организм человека или животных поперечных ускорений в некоторых случаях также возникает экстрасистолия иногда группового или даже политопного характера. Эти явления обычно наблюдаются у здоровых лиц при перегрузках свыше 8 – 9 ед в направлении грудь – спина (А.Р. Котовская, С.И. Лобашков, П.М. Суворов, С.Ф. Симпура, Г.Ф. Хлебников, 1960–1962; А.С. Барер, 1962).

Многие авторы не отмечали появления экстрасистолии при воздействии поперечных перегрузок, действующих в направлении грудь – спина (Армстронг и Хейм, 1938; Бюрлен, 1937; Руфф, 1938; Ламберт, Вуд и Бэлдс, 1945; Баллингер, 1952; Кларк, Бондурант и Леверетт, 1959 и другие).

Наоборот, при поперечных перегрузках в направлении спина – грудь в сочетании с компонентой отрицательного ускорения нарушения ритма сердца встречаются чаще. У обследуемых наблюдается предсердная и желудочковая экстрасистолия и в одном случае зарегистрирован даже приступ пароксизмальной тахикардии (Кларк, Бондурант, Лаверетт и другие, 1957, 1959).

П.К. Исаков, В.И. Бабушкин, Д.Ю. Архангельский, А.А. Киселев (1960) наблюдали у отдельных собак при перегрузках в направлений спина – грудь, помимо экстрасистолии, блокаду ножки пучка Гиса и синоаурикулярную блокаду.

В качестве причины появления экстрасистолии при воздействии ускорений высказано несколько предположений. Ионгблоед и Нуайонс (1933), наблюдая на кроликах при отрицательных ускорениях исчезновения нарушений ритма после перерезки блуждающих нервов или денервации синокаротидной зоны, считают причиной экстрасистолии рефлекторные влияния с синокаротидной зоны, возникающие вследствие гемодинамических сдвигов.

Ряд авторов считает причиной нарушения ритма сердца гипоксию миокарда вследствие появления относительной коронарной недостаточности (Дуэйн, Векслер и другие, 1952; Зейдем, Коэн, Сильверман и Райли, 1956; А.Д. Воскресенский, 1963).

А. Р. Котовская, П. В. Васильев и другие (1963) помимо гипоксии миокарда, которую они считают одной из главных причин в возникновении нарушений ритма, указывают также на появление очаговых кровоизлияний в сердце.

Таким образом, на вопрос о патогенезе экстрасистолий при воздействии ускорений до сих пор нет единого ответа, что вызывает большие трудности при решении экспертных вопросов у летного состава. Действительно, если нарушения ритма сердца, возникающие при воздействии ускорений, являются результатом гипоксии миокарда вследствие относительной коронарной недостаточности, то летчиков с подобными изменениями следует отстранять от летной работы в истребительной авиации. В то же время американские исследователи Миннерс, Дуглас, Кноблок, Грейбил, Хавкинс, наблюдая перед запуском у космонавта Глена предсердные, узловые и желудочковые экстрасистолы, оценили их довольно оптимистически – как варианты активности узлов автоматизма сердца и допустили космонавта к полету.

Похожие статьи:

  1. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 3 В 60% случаев экстрасистолия у здоровых лиц наблюдалась в период...
  2. Влияние радиальных ускорений на изменения ритма сердечной деятельности у летного состава — 4 Вместе с тем у отдельных лиц с экстрасистолией органического характера...
  3. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.