Янв 02

Влияние радиального ускорения на организм человека

Характер нарушений в организме, возникающих под действием радиального ускорения, зависит от его направления, величины, скорости нарастания и продолжительности действия. В практике полетов ускорение чаще всего действует в направлении от таза к голове, перегрузка, наоборот, – от головы к тазу. При действии такого ускорения затрудняются движения, нарушается их координация, ухудшается точность работы рычагами управления и в конечном итоге снижается качество пилотирования.

При радиальном ускорении 2 g летчик обычно ощущает, что его прижимает к сиденью (чувство увеличения тяжести). При ускорении 3 g отмечается заметное затруднение движений руками и ногами. Покинуть кабину самолета при таком ускорении без применения катапультирования уже почти невозможно. При ускорении 3,5–4,5 g чувство тяжести во всем теле и в конечностях становится еще более ощутимым. Чтобы удержать корпус прямо, приходится затрачивать значительные усилия. При продолжительном воздействии радиального ускорения нередко нарушается зрение – перед глазами появляются «серый туман», «серая пелена», ощущение изменения окраски предметов в различные тона, нарушается четкость изображения окружающих предметов. При ускорении 4,5–5g летчик ценой больших усилий способен выполнять только незначительные движения руками и ногами, зрение нарушается еще больше. При ускорении 5–5,5 g выполнять движения становится крайне трудно, перед глазами появляется «черная пелена». В результате всех этих нарушений затрудняется наблюдение за приборами и окружающей обстановкой, частично или полностью утрачивается возможность правильной ориентировки, снижаются работоспособность и боеспособность летчика. Следует заметить, что строгой зависимости между величиной ускорения и характером зрительных расстройств не существует. Не только у разных людей, но даже у одного и того же практически здорового человека в разные дни и в разное время суток они могут быть неодинаковыми. Специальные исследования и практика полетов показывают, что возникновение зрительных расстройств является показателем предела переносимости ускорений. Обычно появление «черной пелены» служит предвестником помрачения и потери сознания. Однако при большой скорости нарастания ускорений зрительные расстройства и потеря сознания практически наступают одновременно. Сокращение промежутка времени между нарушением зрения и потерей сознания происходит и при переутомлении, после только что перенесенного заболевания, употребления накануне полетов алкоголя и др.

Потеря сознания может наступить при ускорении 5–6 g, действующем более 3 с. В некоторых случаях она может быть внезапной. Летному составу необходимо всегда помнить, что сознание в таких случаях начинает восстанавливаться через 10–15 с по окончании воздействия ускорения. После восстановления его человек в течение 20–30 с (а иногда и дольше) еще не в состоянии ориентироваться и правильно оценивать обстановку. Следовательно, в течение довольно длительного времени летчик не сможет управлять самолетом, а исход в подобной ситуации будет зависеть от высоты полета, на которой наступила потеря сознания.

Таким образом, наиболее грозными расстройствами при воздействии перегрузок в направлении от головы к тазу являются нарушение зрения и потеря сознания. Основная причина этих изменений в организме при действии ускорений заключается в нарушении кровообращения в головном мозгу, а также в сетчатке глаза и кислородном голодании их клеток.

Как уже было сказано, на сидящего летчика радиальное ускорение действует в направлении таз – голова, совпадающем с направлением крупных кровеносных сосудов; при этом кровь перемещается в направлении действия перегрузки. В результате она переполняет сосуды нижних конечностей и брюшной полости. Установлено, что здесь может скапливаться всей крови организма и более. При этом кровяное давление в сосудах верхней половины тела понижается, а в нижней повышается.

Падение давления в силу инерции крови начинается примерно через 0,5 с с момента начала действия ускорения. Понижение давления в сосудах верхней половины тела и уменьшение кровенаполнения сердца вызывают рефлекторное учащение пульса. У человека при ускорении 5–5,5 g частота пульса может возрасти до 120–180 ударов в минуту.

Перемещение крови в сосудистой системе вызывает раздражение большого количества нервных окончаний, заложенных в стенках кровеносных сосудов. Возникающий при этом поток нервных импульсов поступает в центральную нервную систему и вызывает ряд рефлекторных реакций, направленных на восстановление кровообращения. При небольших ускорениях кратковременного действия эти рефлекторные реакции нормализуют кровообращение и болезненных расстройств в организме не наступает.

В процессе приспособления организма к воздействию ускорений важная роль принадлежит и органам дыхания, деятельность которых теснейшим образом связана с работой сердечно-сосудистой системы.

Под влиянием ускорений небольших и средних величин в направлении от таза к голове одновременно с усилением сердечной деятельности, как правило, увеличивается объем легочной вентиляции. Легочная вентиляция может возрастать в два-три раза по сравнению с исходной величиной. При небольших ускорениях она возрастает за счет увеличения глубины дыхания. Если же ускорение достигает 4–5 g и более, наблюдаются затруднение дыхания и уменьшение его глубины. Легочная вентиляция в таких случаях увеличивается за счет учащения дыхания. Увеличение легочной вентиляции обусловлено уменьшением насыщения крови кислородом. При действии радиальных ускорений отмечается торможение выделения слюны, желудочного и кишечного соков. Причем более глубокому торможению подвергаются слюнные железы, деятельность которых регулируется главным образом центральной нервной системой. Наряду с этим происходит задержка перемещения пищи из желудка в кишечник.

Под воздействием ускорений наблюдается увеличение интенсивности белкового, углеводного и витаминного обмена в центральной нервной системе. Все это имеет важное значение для организации рационального питания летного состава.

Когда ускорение достигает значительных величин и действует более продолжительно, эффективность компенсаторных реакций сердечно-сосудистой системы и органов дыхания становится недостаточной. Развивается острое кислородное голодание клеток центральной нервной системы, сопровождающееся замедлением ответной реакции, нарушением памяти, расстройством координации движений, ослаблением мышечной силы, нарушением чувства мышечного усилия и др. Вслед за этим могут наступить помрачение и потеря сознания.

Как уже говорилось, в летной практике возможно воздействие радиального ускорения, направленного от головы к ногам (отрицательная перегрузка). В таких случаях уже при ускорении 1,5 g возникает ощущение прилива крови к голове. При ускорении 2 g слегка затуманивается зрение, появляется боль в области глаз, слезотечение, а иногда и головокружение.

При ускорении 2,5–3g ощущение прилива крови к голове усиливается, затрудняется дыхание, отмечаются болезненные ощущения от смещения кверху внутренних органов, перед глазами появляется «красная пелена», иногда бывает кровотечение из носа. При ускорении 4 g ощущается сильный прилив крови к голове, появляются режущие боли в веках, усиливается слезотечение, все окружающие предметы кажутся окрашенными в красный цвет, покровы лица красны и отечны, наблюдаются многочисленные точечные кровоизлияния на коже лица и слизистых оболочках глаз и, наконец, резкие пульсирующие головные боли, дезориентация и спутанность сознания.

Как и при ускорении, действующем в направлении, таз – голова, в основе всех этих явлений лежит нарушение циркуляции крови. В данном случае кровь перемещается в сосуды верхней части тела и головного мозга. В результате кровяное давление в этих сосудах повышается и тем значительнее, чем больше радиальное ускорение. В этих условиях интенсивность кровотока в головном мозгу резко замедляется, содержание кислорода в артериальной и венозной крови снижается, а углекислоты возрастает.

Отрицательные перегрузки (таз – голова) летчик переносит значительно тяжелее, чем положительные. В период последействия нормализация психической деятельности наступает медленнее, чем при воздействии ускорений обратного направления.

Предел переносимости радиального ускорения. Переносимым принято называть ускорение, не вызывающее значительных функциональных расстройств в организме и существенного нарушения работоспособности. Практическим критерием этого являются начальные признаки расстройства зрения, т. е. появление «серой пелены».

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Сердечнососудистая система Нарушения в системе кровообращения во время действия ускорений по сравнению...
  3. Потеря сознания под влиянием перегрузки Технические возможности современных самолетов, способных создавать быстро нарастающие и длительные...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.