Сен 08

Влияние перегрузок на организм летчика

Повышенные маневренные характеристики самолета и увеличение сложности и числа вариантов его боевого применения ужесточают требования к профессиональной подготовке летчика и его индивидуальной устойчивости к факторам авиационного полета [20].

В маневренном полете деятельность летчика носит более сложный, совмещенный характер и протекает в условиях значительного дефицита времени, быстрого изменения высот и скоростей полета. В этих условиях благодаря улучшенным характеристикам самолета у летчика возникает ощущение легкости оценки ситуации, что при определенных условиях приводит к летным происшествиям. Снижение профессиональной работоспособности на этих самолетах чаще всего происходит под влиянием пилотажных перегрузок, вестибулярных раздражителей, перепадов барометрического давления [2,9].

Пилотажные перегрузки величиной 7 ед, длительностью 10-15 с и более оказывают качественно иное воздействие на организм летчика и затрудняют решение боевых задач. Повторное воздействие перегрузок приводит к стойким адаптационным изменениям в организме летчика, В процессе освоения больших перегрузок на высокоманевренных самолетах-истребителях устойчивость летного состава к воздействию этих перегрузок возрастает в среднем на 0,5 ед. Большего эффекта можно добиться при подготовке на центрифуге (до 2-2,5 ед.) и за счет специальной пилотажной подготовки. Обеспечение полноценной и эффективной защиты с применением противоперегрузочных средств пока является трудноразрешимой задачей. В связи с этим в целях повышения устойчивости летчика к пилотажным перегрузкам большое значение имеет специальная подготовка.

При повторном воздействии больших перегрузок кроме адаптационных эффектов возникают кумулятивные эффекты. Уже в эпизодических полетах обнаруживается ряд симптомов и синдромов, характерных для воздействия больших перегрузок. Эти клинические симптомы приведены в табл. 2.1.

Симптомы (синдромы) Длительность Причина, способствующая проявлению Профилактические мероприятия
Респираторные расстройства (сухость, затруднение дыхания, царапание в горле) До 1,5-3 ч Дыхание чистым кислородом с земли Включение чистого кислорода перед началом пилотажа периодические глубокие вдохи при действии перегрузки
Кратковременные эффекты утомления после полета Несколько часов» Большая летная нагрузка, недостаточная подготовка Нормирование летной нагрузки, специальная подготовка
Длительные эффекты утомления, нарушение сна 1 сут и более То же То же
Покалывание, тяжесть в голове, шум в ушах До 1 ч после полета Наличие хронических заболеваний, стресс-реакция Восстановительные мероприятия
Мелкоточечные кровоизлияния в кожу на незакомпенсированных участках нижней половины тела До 3-4 сут У нетренированных летчиков после первых трех полетов в противоперегрузочном костюме с перегрузкой 7 ед. Повторные тренировочные полеты с перегрузкой 7 ед. не ранее чем через 3-5 сут. В случае замедленного обратного развития — консультация терапевта
Болевые ощущения в ногах или в области живота от давления ППК Только при действии

перегрузок

Неправильная эксплуатация ППК-3, недостаточная подготовленность Предварительная подгонка ППК-3 на земле
Неприятные ощущения, болезненность в мышцах шеи при поворотах головы* До 2 сут Наклоны и повороты головы при перегрузке 7 ед, остеохондроз Восстановительные мероприятия, тренировка шейных мышц, на статоэргометре
Ощущение тяжести усталости в пояснице До 2 сут Неправильная поза, длительные полеты, остеохондроз Восстановительные мероприятия, нормирование летной нагрузки
Увеличение нейтрофилов более 65 или уменьшение лимфоцитов менее 20 1-2 сут Стресс-реакция крови То же

Примечание. Данные получены в летных исследованиях при величинах воздействующих перегрузок 8-9 ед, длительностью 5-45 с.

При длительном дыхании чистым кислородом во время и после воздействия больших перегрузок летчики испытывают тяжесть и боли неопределенной локализация в грудной клетке, жжение и боли в области грудины. Появляется кашель, усиливающийся при попытке сделать глубокий вдох. Эти симптомы самостоятельно исчезают в течение 15-20 мин после окончания действия перегрузки, но в отдельных случаях могут сохраняться в течение нескольких часов.

Расстройства дыхания, как правило, возникают при длительном дыхании чистым кислородом, если летчик переходит на дыхание чистым кислородом с земли, а не перед выполнением пилотажа. В паузах между действием больших перегрузок следует сделать несколько редких глубоких вдохов. Дыхательные расстройства чаще бывают у курящих летчиков, а также в раннем восстановительном периоде (до 10-12 сут) после перенесенных острых респираторных заболеваний. Эти расстройства легко обратимы и не вызывают в организме каких-либо серьезных последствий.

Кратковременные эффекты утомления, характерные для обычных полетов, часто возникают и при полетах с большими перегрузками. После таких полетов могут наблюдаться длительные (до 2-3 сут) эффекты утомления, сопровождающиеся тяжестью в голове, раздражительностью, нарушением сна. Эти явления обратимы после дополнительного (2-3 сут) отдыха и проведения реабилитационных мероприятий. Однако при несоблюдения указанных условий явления утомления могут накапливаться в результате частых полетов с большими перегрузками и приводить к астеноневротическим и другим проявлениям (табл. 2.2.). В этом случае требуется отстранять летчиков от полетов, направить на консультацию к невропатологу и провести соответствующие лечебные мероприятия.

Отмеченные явления чаще наблюдаются у летчиков старше 40 лет и имеющих заболевания. Новые противоперегрузочные устройства, также, как костюм ППК-3 и комплект ККО-16, создают неплохой дополнительный защитный эффект, но при неправильной их эксплуатации повышают вероятность побочных эффектов. Причиной этому является высокий уровень компенсирующих давлений на область живота (ППК-3, ККО-15) и избыточного давления внутри легких (ККО-15). При использования ППК у летчиков в первых полетах при перегрузках более 7 ед. обычно появляются мелкоточечные внутрикожные кровоизлияния на незакомпенсированных участках тела (на коленных суставах, в области ягодиц, над верхним краем брюшной манжеты ППК). В последующих полетах с большими перегрузками их выраженность и длительность уменьшаются, а затем, как правило, они полностью исчезают. Фактором, способствующим их появлению, является гиповитаминоз.

После полетов с большими перегрузками в некоторых случаях у летчиков возникают неприятные ощущения в шейных мышцах и в области поясницы. Эти явления связаны с перерастяжением мышц и связочного аппарата. У отдельных летчиков после полетов наблюдаются изменения в формуле крови типа лимфопении или нейтрофилии, свидетельствующие о проявления неспецифической стресс-реакции.

Таблица 2.2.

Критерии кумулятивных эффектов повторно действующих перегрузок

Критерии Количественная характеристика, и время проявления Условия возникновения Продолжительность эффекта
в покое при действии кратковременно долговременно
Снижение устойчивости (по нарушению зрения и сердечного ритма) На 0,5-1 ед

2-3 сут

+ +
Астеноневротические проявления, переутомление Различной выраженности,

3-4 сут

+ +
Снижение объем форсированного выдоха – 10% за 1 с + +
Уменьшение жизненной емкости легких Ниже возрастной нормы + +
Патологические элементы в моче (белок, эритроциты, сахар, цилиндры) Различно выраженные,

1-3 сут

+ +

Длительность обратного развития симптомов после воздействия больших перегрузок составляет от нескольких часов до нескольких суток, что создает возможность появления кумулятивных эффектов при недостаточном для восстановления интервала времени между отдельными полетами с воздействием больших перегрузок.

При эпизодическом (не чаще одного раза в неделю) воздействии больших перегрузок величиной 8-9 ед. длительностью не более 8 с кумулятивные эффекты долговременного типа не отмечаются. В частях с периодом освоения новых самолетов более двух лет и эпизодическими выходами 50-60% летного состава на перегрузки, превышающие 7 ед., у летчиков отмечается возрастание заболеваемости сердечнососудистой системы, желудка и ЛОР-органов (на 5-7%) по сравнению с летчиками-истребителями, не летающими с большими перегрузками, а число уровня дисквалифицированных летчиков увеличивается в основном за счет лиц старших возрастов (более 35 лет). В отдельных случаях отмечается пониженная мотивация к выполнению полетов с большими перегрузками, главным образом у командного состава, особенно в возрасте свыше 40 лет, а также у летчиков, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Поэтому динамическое врачебное наблюдение и послеполетная реабилитация летчиков особо актуальны для решения задач медицинского обеспечения безопасности полетов и сохранения высокой работоспособности летчиков, летающих с большими перегрузками.

Переносимость длительных перегрузок летчиками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, снижена [12]. Так, у летного состава с заболеваниями мышцы сердца имеет место выраженное снижение устойчивости к большим перегрузкам (на 0,8 ед.) даже при использовании противоперегрузочного костюма ППК-3.

Заболевания центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта также снижают устойчивость летчика к большим перегрузкам. Удовлетворительная оценка переносимости больших перегрузок (8 ед. в течение 15 с) установлена в 70-79% случаев у летчиков с заболеваниями сердечной мышцы, центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, в то время как у здоровых она наблюдалась в 22,5% случаев (табл. 2.3.). Для лиц с НЦД гипертонического типа частота удовлетворительных оценок не превышает 40% и достоверно незначительно отличается от частоты у здоровых. Промежуточное положение (56%) занимают заболевания мочеполовой системы. В строевых частях наблюдаются аналогичные соотношения переносимости перегрузок у здоровых летчиков и имеющих диагнозы заболеваний.

У здоровых летчиков крайне редко встречаются зрительные нарушения (3%) и выраженные аритмии (1%) при воздействии перегрузок величиной 5 ед. При перегрузке 8 ед. с ППК-3 более чем в половине случаев регистрируют выраженное утомление и затрудненное дыхание. Существенного увеличения частоты зрительных расстройств и потери сознания у здоровых лиц при действии больших перегрузок не отмечено. У здоровых лиц снижение переносимости обусловлено недостаточным уровнем специальной психофизиологической и физической подготовленности к большим нагрузкам.

У летчиков с отклонениями в состоянии здоровья обнаруживается более высокая градация угрожающих признаков и перераспределение структуры критериев в пользу выраженных аритмий. Наиболее неблагоприятными в этом отношении оказались заболевания сердечной мышцы типа НЦД кардиального типа, миокардиодистрофии и миокардиосклероза, при которых выраженные аритмии при действии перегрузки 5 ед. выявляются в 18,5% случаев, а 8 ед. — в 73% случаев. Болезни желудочно-кишечного тракта и особенно вегетативно-сосудистая неустойчивость сопровождались развитием зрительных расстройств или потерей сознания в 24-39% случаев. При этих заболеваниях частота выявления критических состояний при перегрузке 8 ед. в несколько раз выше, чем при перегрузке 5 ед.

Таблица 2.3.

Данные переносимости перегрузок на центрифуге летчиками

в зависимости от состояния здоровья

Состояние здоровья группы летчиков Лица с удовлетворительной и пониженной переносимостью, % Отклонения от нормы
зрительные нарушения утомление затруднение дыхания выраженная аритмия потеря сознания или АД 20 мм
5 ед. 8 ед. 5 ед. 8 ед. 5 ед. 8 ед. 5 ед. 8 ед. 5 ед. 8 ед.
Здоровые 4,0 22,5 3 4 0 12 1 1 0,5 6,5
НЦД гипертонического типа 7,5 40 5 10 0 0* 5 30 1 0*
Заболевание мышц сердце 14* 72,5* 4 0 0 0* 18,5* 73* 1,5 0*
Вегетативно-сосудистая неустойчивость 12* 78,5* 6 26* 0 1* 2,5 13* 3,5 38,5*
Болезни желудочно-кишечного тракта 21* 24
Заболевании мочеполовой системы 56 12,8 35* 8,5
По всем заболеваниям 12* 68,5* 3,5 12* 0 10,5 6* 32* 2* 14,5*
– болезни желудочно-кишечного тракта 21* 24
– заболевания мочеполовой системы 56 12,8 35* 8,5

Примечание. Звездочкой (*) отмечена достоверность отличий от группы здоровых лиц.

Похожие статьи:

  1. Тренировки с противоперегрузочными устройствами Эффективным средством повышения устойчивости к перегрузкам является применение летным составом...
  2. Прогнозирование устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге Новое поколение самолетов-истребителей обладает высокими маневренными характеристиками, что требует большей...
  3. Специальная подготовка при выполнении полетов на пилотаж Весьма эффективным средством повышения устойчивости летчиков и перегрузкам являются систематические...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.