Сен 11

Устойчивость перегрузкам

Новое, 5-е поколение самолетов-истребителей стало маневреннее, чем предыдущее, и, следовательно, создало большие перегрузки. Это влечет за собой необходимость усовершенствования защиты летчика от перегрузок. К средствам противоперегрузочной защиты относятся оптимизация наклона спинки кресла, дыхание под избыточным давлением, ППК, противоперегрузочные приемы с мышечным напряжением (ППМН).

В разных сочетаниях эти средства могут вызывать тот или иной эффект физиологического взаимодействия. Простое же сложение противоперегрузочного эффекта различных средств и методов не дает адекватного представления о повышении актуальным создание моделей прогноза устойчивости летчиков к перегрузкам при применении ими комплекса средств защиты [30].

Устойчивость к перегрузкам в расслабленной позе при градиентах ее нарастания более 0,5 ед./с является функцией величины артериального давления на уровне глаз, которая в свою очередь зависит от величины артериального давления на уровне сердца.

При снижении артериального систолического давления на уровне глаз путем наклона тела человека горизонтальное положение устойчивость к перегрузкам повышается.

При боевом маневрировании перегрузки более 6 ед. сохраняются в течение 15 с как минимум. Переносимость перегрузок обеспечивают два механизма физиологических реакций: артериальный вазопрессорный эффект, наблюдаемый при медленной наборе ускорений, и рефлекторное повышение артериального давления в результате изометрического сокращения мышц.

В условиях длительного действия высоких перегрузок, когда их уровень остается постоянным, эти физиологические эффекты определяют устойчивость человека к перегрузкам.

Подъем ног не влияет на высоту гидростатического давления на уровне глаз-сердце, поэтому большого эффекта от этого ожидать не приходится. Только 20% повышения устойчивости к перегрузке при быстром градиенте ее нарастания зависит от давления ППК на ноги. Увеличение венозного возврата от ног дает малый физиологический эффект. Однако подъем ног способствует снятию утомления при использовании ППК в условиях длительного действия перегрузок.

Устойчивость в расслабленной позе может зависеть от используемых средств защиты, таких как дыхание под избыточным давлением (ДИД), скорости нарастания перегрузки, угла наклона спинки кресла.

При надуве камер противоперегрузочные костюмы увеличивают устойчивость летчика в расслабленной позе примерно на 1 ед. Брюшная камера ППК обеспечивает почти 80% повышения устойчивости за счет влияния на сосудистый тонус во время действия перегрузки. Для предупреждения потери сознания автомат давления может создавать в костюме дополнительное давление до начала действия перегрузок боевого маневрирования. Эта дополнительная защита увеличивает переносимость не более чем на 1 ед.

Перегрузки 9 ед. переносятся в кресле только с помощью противоперегрузочных приемов с мышечным напряжением (ППМН), когда увеличение устойчивости достигает 4 ед.

Устойчивость к перегрузкам увеличивается при использования мышечного напряжения в сочетании с ДИД, а также при различных углах наклона спинки кресла.

Противоперегрузочные приемы с мышечным напряжением, повышающие переносимость перегрузок, целесообразно учитывать при оценке устойчивости и работоспособности летчика во время их действия.

Дыхание под избыточным давлением (50 мм рт. ст. с компенсацией) и подъем ног снижают утомление, возникающие при мышечном напряжении при действии перегрузок 9 ед.

Работоспособность при действии перегрузок оценивается по качеству планирования и решения задач деятельности (прицеливания, стрельбы), объему поля зрения и времени реакции выбора.

Деятельность ухудшается при нарушениях периферического и центрального зрения.

С применением мышечного напряжения и ППК периферическое поле зрения сохраняется при перегрузке 7 ед. даже при вертикальной спинке кресла.

Таким образом, работоспособность при действии больших перегрузок не меняется значимо при увеличении угла наклона спинки кресла, если летчик хорошо переносит перегрузки в вертикальной позе. При сниженной переносимости больших перегрузок его работоспособность можно повысить путем изменения наклона спинки кресла или дыхания под избыточным давлением.

Внутригрудное давление 50 мм рт. ст. является максимальным уровнем, при котором сохраняются операторские возможности летчика.

Угол наклона спинки кресла в пределах 55-60° как меру противоперегрузочной защиты в условиях действия перегрузок 9 ед. при полетах на высокоманевренных самолетах следует рассматривать с учетом данных о работоспособности летчика и качества решения им задач деятельности.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Тренировки с противоперегрузочными устройствами Эффективным средством повышения устойчивости к перегрузкам является применение летным составом...
  3. Прогнозирование устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге Новое поколение самолетов-истребителей обладает высокими маневренными характеристиками, что требует большей...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.