Сен 08

Приспособление организма к перегрузкам достигается в процессе многократных воздействий больших ускорений в полете. При этом совершенствуется нервная регуляция кровообращения, дыхания и других функций организма.

Однако для достижения высокой устойчивости к перегрузкам летная тренировка из-за относительно малого налета с большими ускорениями практически оказывается недостаточной. Только сочетание ее с физической подготовкой обеспечивает значительное повышение адаптации организма к ускорениям в полете.

Экспериментально установлено, что неблагоприятное воздействие на организм перегрузок сопровождается рядом компенсаторных реакций. К ним относятся: учащение пульса и дыхания, повышение кровяного давления за счет увеличения силы сердечных сокращений и рефлекторного сужения сосудов; рефлекторное повышение тонуса мускулатуры и произвольное сокращение мышц живота и ног, что приводит к уменьшению возможности депонирования крови в сосудах брюшной полости и нижних конечностей. Степень компенсаторных реакций зависит от величины перегрузки, общего состояния организма и от физической подготовленности летчика.

Исследования показали, что при воздействии ускорений у летчиков со слабой устойчивостью к перегрузкам частота сердечных сокращений увеличивается больше, чем у летчиков с высокой устойчивостью. Аналогичное явление наблюдается и при различной степени физической подготовленности – при ее повышении пульс учащается меньше, а переносимость перегрузок увеличивается.

Для повышения устойчивости организма летчика к ускорениям необходимо в процессе проведения физической подготовки подбирать такие упражнения, которые содействуют совершенствованию перечисленных выше компенсаторных механизмов. К ним относятся: бег (особенно на короткие дистанции), бег на лыжах, плавание, прыжки в воду, гимнастика, баскетбол и другие упражнения, требующие интенсивной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также воспитывающие скоростную выносливость. Все это подтверждается экспериментальными данными, приведенный в табл. 2, 3, 4, 5 и 6.

Таблица 2

Переносимость перегрузок при различной подготовленности в беге на 200 м (по данным Военного института физкультуры и спорта имени В. И. Ленина, 1958 г.)

Результаты бега на 200 м, сек

Количество

летчиков

Количество наблюдений с переносимостью перегрузок, %

7,5-6,6 ед

6,5-5,6 ед

5,5-4,6 ед

От 29 до 31

24

50,0

37,5

12,5

От 33 до 35

12

25,0

25,0

50,0

Из табл. 2 следует, что среди летчиков, перенесших максимальные перегрузки, оказалось больше лиц (50%), имевших высокую скоростную выносливость (по результатам в беге на 200 м), чем летчиков со слабой выносливостью (25%) и, наоборот, среди лиц, перенесших перегрузки только величиной 5,5–4,6 ед, отмечается значительно больше летчиков со слабой скоростной выносливостью (50% против 12,5%).

Как указывалось выше, летчики с хорошим функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы обладают высокой устойчивостью к перегрузкам. Об этом, в частности, можно судить по результатам определения времени задержки дыхания при натуживании (табл. 3).

Таблица 3

Переносимость перегрузок в связи со способностью задерживать дыхание при натуживании (по данным Военного института физкультуры и спорта имени В. И. Ленина)

Время задержки дыхания при натуживании (в полсилы)

Количество летчиков

Количество наблюдений с переносимостью перегрузок, %

7,5-6,6 ед

6,5-5,6 ед

5,5-4,6 ед

50 сек и более

18

66,6

27,9

5,5

40 сек и менее

19

31,5

52,5

16,0

Известно, что проба с задержкой дыхания является показателем состояния сердечной деятельности. Во время задержки дыхания с натуживанием повышается внутригрудное давление, которое вызывает сжатие легочных капилляров, создавая тем самым сопротивление для работы правого желудочка сердца. Наряду с этим, приток крови к правому желудочку затрудняется и уменьшается (за счет повышения внутригрудного давления), соответственно снижается и приток крови в левый желудочек из легких, в связи с чем систолический объем сердца падает, а сокращения его учащаются. Эти неблагоприятные изменения в работе сердца более выражены при недостаточной силе сердечной мышцы, что и регламентирует продолжительность задержки дыхания с натуживанием.

Экспериментальными исследованиями доказано, что укрепление мышц брюшного пресса и умение максимально напрягать их одновременно с напряжением ног в момент действия перегрузки улучшает функциональное состояние организма и заметно повышает его устойчивость к ускорениям.

Физиологический механизм защитного действия напряжения мышц живота состоит в повышении внутрибрюшного давления, которое вместе с напряжением мышц ног создает дополнительное препятствие перемещению крови в нижние части тела, а также увеличивает приток венозной крови к сердцу. Все это нормализует кровоснабжение головного мозга. Кроме того, напряжение мышц живота препятствует смещению внутренних органов и тем самым уменьшает поступление в центральную нервную систему неблагоприятных афферентных импульсов.

Следовательно, переносимость перегрузок в известной мере зависит от силы мышц брюшного пресса – чем больше она, тем выше устойчивость организма к ускорениям (табл. 4).

Таблица 4

Переносимость перегрузок при разной силе мышц брюшного пресса (по данным Военного института физкультуры и спорта имени В. И. Ленина)

Отношение силы мышц брюшного пресса к весу тела

Средняя сила мышц брюшного пресса, кг

Количество летчиков

Количество наблюдений с переносимостью перегрузок, %

7,5-6,6 ед

6,5-5,6 ед

5,5-4,6 ед

Больше 1,25

110

26

61,5

30,8

7,7

От 1,0 до 1,25

83

28

21,4

42,8

35,8

Меньше 1,0

56

21

19,0

57,0

24,0

Степень переносимости перегрузок также находится в прямой зависимости от состояния общей физической подготовленности. Об этом свидетельствуют экспериментальные данные, приведенные в табл. 5.

Таблица 5

Зависимость переносимости перегрузок от общей физической подготовленности (по материалам автора с сотрудниками)

Оценка общей физической подготовленности

Количество курсантов

Количество наблюдений с переносимостью перегрузок, %

7 ед

6 ед

4-5 ед

Отлично и хорошо

92

59

22

19

Плохо

77

33

18

49

Из данных табл. 5 видно, что среди курсантов авиаучилища (третьего года обучения), хорошо перенесших семикратную перегрузку, наблюдалось значительно больше лиц с отличной физической подготовленностью (59%), чем со слабой (33%), и наоборот, среди курсантов, хорошо перенесших перегрузки величиной только 4–5 ед, отмечается значительно больше лиц с плохой общей физической подготовленностью (49% против 19%),

Применение в авиации противоперегрузочных устройств, однако, не снижает требования к физической подготовленности летчика; оказывается, что противоперегрузочные костюмы тем эффективнее, чем лучше физически подготовлен летчик. Да это и понятно, если вспомнить механизм действия противоперегрузочного устройства, который заключается в создании большого давления на брюшную полость и нижние конечности в момент действия перегрузки, что препятствует смещению внутренних органов, а также уменьшаем емкость кровеносных сосудов брюшной полости и нижних конечностей. Последнее противодействует инерционному смещению крови, что, в свою очередь, увеличивает приток крови к сердцу и улучшает кровоснабжение головного мозга. При этом, наряду с благоприятным эффектом от использования костюма, проявляющимся в повышении устойчивости организма к перегрузке, затрудняется акт дыхания, что может привести к нарушению легочного газообмена с последующим снижением насыщения крови кислородом. Поэтому при пользовании противоперегрузочным костюмом имеет большое значение хорошее развитие дыхательной системы и мышц брюшного пресса. Наблюдения показали, что у летчиков со слабо развитыми системой дыхания и брюшным прессом при пользовании противоперегрузочным костюмом переносимость ускорений повышается недостаточно.

Таким образом, для более эффективного применения противоперегрузочного костюма требуется хорошее общее физическое состояние организма и, в частности развитие дыхательной системы, укрепление дыхательной мускулатуры и умение переключаться на грудной тип дыхания. Все это успешно достигается в процессе занятий по физической подготовке (табл. 6).

Таблица 6

Зависимость переносимости перегрузки в противоперегрузочном костюме от занятий физической подготовкой (по данным испытаний летчиков трех авиаэскадрилий)

Группа летчиков

Средняя переносимость перегрузок, ед

Среднее увеличение переносимости перегрузок

до начала физической тренировки

после физической тренировки

Летчики, занимавшиеся гимнастикой с использованием специальных тренировочных снарядов и спортивными играми 1

5,7/5,0

7,05/6,1

1,35/1,1

Летчики, занимавшиеся гимнастикой на местности и спортивными играми

6,05/5,45

7,4/6,53

1,35/1,08

Летчики, нерегулярно занимавшиеся физической тренировкой

5,87/4,8

6,23/5,05

0,36/0,25

Примечание. Переносимость кратковременно действующих перегрузок показана числителем, длительно действующих (15 сек и более) – знаменателем.

Из табл. 6 видно, что в результате систематических занятий физической подготовкой в течение двух месяцев переносимость длительно действующих перегрузок может быть повышена в среднем до 6,5 ед, а предел переносимости кратковременно действующих перегрузок – до 7,4 ед, то есть соответственно на 15 и 25%.

Наряду с этим экспериментально установлено, что тренировка на специальных стендах (вращающиеся качели-лопинг, центрифуга) существенно повышает устойчивость организма к перегрузкам.

Следовательно, целенаправленной физической тренировкой можно значительно улучшить переносимость летчиком перегрузок. При этом физическая подготовка должна содействовать:

– повышению общего функционального состояния организма к прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

– развитию способности сердечно-сосудистой системы быстро усиливать кровообращение (в момент действия ускорения или при физической нагрузке) за счет увеличения силы и частоты сердечных сокращений и соответствующих сосудодвигательных реакций;

– повышению функциональных способностей организма к мышечной работе в условиях большой кислородной задолженности;

– развитию силы и способности к длительным силовым напряжениям мышц брюшного пресса и нижних конечностей, а также выработке навыка в грудном типе дыхания при напряжении этих мышц.

Похожие статьи:

  1. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...
  2. Определение степени физической подготовленности Весьма ценным дополнением к данным физического развития и врачебного обследования...
  3. Основные закономерности реакций организма на действие ударных перегрузок С. А. Гозулов Влияние ударных перегрузок на организм, прежде всего,...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.