Сен 10

Устойчивость к укачиванию в полете

К числу неблагоприятных факторов полета относятся, также многократно действующие при болтанке самолета небольшие по времени и величине ускорения, вызывающие у некоторых летчиков явления укачивания или так называемую воздушную болезнь.

Основной причиной укачивания является воздействие этих ускорений на вестибулярный анализатор – орган акцелерационного чувства человека, который через вегетативную нервную систему связан с рядом органов и систем.

Кроме того, подобного рода ускорения действуют также на подвижные органы брюшной полости и средостение. При этом с многочисленных интерорецепторов поступают потоки афферентных импульсов в центральную ‘нервную систему, нарушая в ней, координационные процессы, в результате чего могут возникнуть вестибулярно-вегетативные рефлексы, обусловливающие симптоматику воздушной болезни.

Возникновение воздушной болезни в большой степени зависит от состояния нервной системы летчика – чем сильнее она (в понимании И. П. Павлова), тем более устойчив организм к укачиванию.

Известно, что при полетах на реактивных самолетах укачивание наступает реже, чем на самолетах с поршневыми двигателями.

В авиации встречаются отдельные летчики, страдающие повышенной возбудимостью вестибулярного анализатора. С такими летчиками целесообразно в индивидуальном порядке проводить специальную физическую тренировку в целях повышения функциональной устойчивости вестибулярного аппарата.

Вестибулярная тренировка подразделяется на два вида: активную, когда человек сам выполняет соответствующие движения, и пассивную, связанную с перемещением на специальной аппаратуре (качели Хилова, центрифуга, кресло Барани и др.).

Активная тренировка включает в себя физические упражнения, выполнение которых сопровождается угловыми ускорениями (вращение тела, повороты, перевороты) и прямолинейными ускорениями (резкие и быстрые наклоны головы и туловища, прыжки, приседания). Кроме того, рекомендуется также применять упражнения на специальной тренировочной аппаратуре (вращающиеся качели, подкидывающая сетка, гимнастическое колесо и др.).

Исходя из имеющегося опыта, тренировку целесообразнее всего проводить с применением простых и легко доступных упражнений, при которых легче всего достигается, правильная дозировка нагрузки и достаточная ее плотность. Подобного рода упражнения рекомендуется проводить в сочетании с другими физическими упражнениями, повышающими общее физическое развитие и укрепляющими нервную систему.

В целях достижения максимальной эффективности вестибулярной тренировки и во избежание перевозбудимости вестибулярного анализатора, связанной с явлениями кумуляции раздражений, необходимо учитывать следующие методические правила тренировок: постепенность увеличения нагрузки (вначале упражнения выполняются медленно, затем темп и количество повторений увеличивается); установление оптимальной частоты тренировки; индивидуализация нагрузки; периодическое применение максимальной нагрузки.

Вестибулярную тренировку следует проводить при обязательном и строгом врачебном контроле, заключающемся, прежде всего в анализе изменений вестибулярно-вегетативных рефлексов.

Похожие статьи:

  1. К вопросу о комплексной вестибулометрии в целях врачебно-летной экспертизы — 2 Значительную ценность представили данные, характеризующие особенность взаимодействия вестибулярного и зрительного...
  2. Аппаратура для вестибулометрической лаборатории Я.Б. Платонов Функция вестибулярного анализатора является одной из наиболее тесно...
  3. Продолжительность иллюзии (Изучение взаимодействия анализаторов и разработка мер профилактики вестибулярных расстройств. —...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.