Сен 15

Тренировки с противоперегрузочными устройствами

Эффективным средством повышения устойчивости к перегрузкам является применение летным составом технических противоперегрузочных устройств. На самолетах четвертого поколения используется новое штатное противоперегрузочное снаряжение, включающее противоперегрузочный костюм ППК-3 (или ППУ ВКК-15) и автомат давления АД-5А. Это снаряжение имеет ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей по сравнению с серийным (ППК-IV и автомат давлении АД-6Е).

В противоперегрузочном костюме ППК-3 в отличие от костюма ППК-IV увеличен размер ножных камер, достигающий 50% периметра конечностей. Изменена конфигурация брюшной камеры — она имеет прямоугольную форму и лишена ограничительной шнуровки, благодаря чему обеспечивается более эффективная равномерная передача компенсирующего давления на тело камерами костюма. Камеры костюма ППК-3 изготовлены не из резины, как в ППК-IV, а из прорезиненной ткани, что снизило массу и улучшило гигиенические качества нового костюма.

Костюм ППК-3 необходимо использовать только с режимом МАКС автомата давления АД-5А, так как в случае включения режима МИН защитный эффект костюма существенно снижается. Костюм ППК-3 с автоматом давления АД-5А в режиме МАКС создает более высокое компенсирующее давление, в особенности на область живота, которое в среднем на 25% больше, чем у костюма ППК-IV с автоматом АД-6Е в режиме МИН. Вследствие этого новое противоперегрузочное снаряжение обеспечивает повышение устойчивости к перегрузке на 2,5 ед., что на 1 ед. больше по сравнению с серийным снаряжением (ППК — IV и АД-6Е).

При снаряжении в ППК-3 летчик должен обязательно надеть страховочные крючки и застегнуть замки-молнии. В случае невыполнения этих требований при наполнении камер ППК во время действия перегрузок молнии могут расстегнуться, что может привести к резкому снижению устойчивости летчика к перегрузке вплоть до развития обморочного состояния. Аналогичные явления могут быть также в случае внезапного отключения ППК от автомата давления во время действия перегрузки. Поэтому летчику необходимо проверять работу всего противоперегрузочного устройства перед каждым полетом. Для этого при работающем двигателе самолета необходимо нажать на головку автомата и создать давление в камерах костюма.

Защитный эффект ППК существенно зависит от тщательности подгонки его манжет, особенно брюшной. На качество подгонки костюма необходимо обращать особое внимание летчиков при подготовке к полетам с большими перегрузками. ППК должен быть хорошо подогнан, и летчик не должен испытывать никаких неприятных ощущений. Если они появляются, значит, снаряжение эксплуатируется неправильно. При первом применении ППК-3 в полетах с воздействием перегрузок 4-6 ед. летчики могут отмечать избыточное давление брюшной манжеты, затруднение дыхания, а иногда и болевые ощущения в области живота. Это, как правило, может быть обусловлено рядом причин: неправильной подгонкой костюма, выбором несоответствующего роста ППК, слабой физической подготовленностью летчика и, главное, недостаточным навыком выполнения защитных мышечных и дыхательных противоперегрузочных приемов, а также неумением правильно дышать в условиях действия перегрузок и давления ППК на живот.

В костюме ППК-3 имеются специальные регулировочные тесьмы для подгонки поясничной части, которые позволяют летчику самостоятельно регулировать плотность подгонки брюшной манжеты. При недостаточно плотной ее подгонке она приобретает цилиндрическую форму при срабатывания костюма, что не только снижает его защитные качества, но и может привести к появлению болезненных ощущений в области живота. Давление ППК на область живота и защитное напряжение мышц брюшного пресса при действии перегрузки резко ограничивают брюшной тип дыхания, что также требует перехода на грудной тип дыхания. Необходимо постоянно удерживать мышцы брюшного пресса в напряженном состоянии (особенно в момент вдоха), противодействуя давлению ППК на живот.

Наиболее типичная ошибка состоит в том, что в момент вдоха некоторые летчики расслабляют мышцы живота, и брюшная камера ППК вдавливается в живот, вызывая неприятные ощущения и нарушая ритм дыхания. Расслабление мышц брюшного пресса при вдохе снижает устойчивость к перегрузке и уменьшает защитный эффект компенсирующего давления ППК на область живота, а также может явиться причиной неприятных ощущений в области живота и затруднения дыхания.

Отработка навыка правильного дыхания применительно к условиям действия перегрузок и давления ППК на живот требует подготовки летчика по специальной методике. Занятие должен проводить авиационный врач при участии специалистов группы обслуживания высотного снаряжения. Первые тренировки при создании избыточного давления в камерах ППК летный состав проходит при первичной подгонке костюма, последующие — при переходе на другой тип ППК, после перерывов в полетах на пилотаж более года, при замене ППК и по медицинским показаниям.

Занятие проводится на самолетном кресле, оборудованном подножками для упора ног или на стенде «Статоэргометр». Для создания давления в камерах ППК используется штатная установка КУ-8. В день занятия летчик проходит медицинский осмотр в объеме предполетного осмотра. Вначале проверяется качество подгонки ППК и при необходимости устраняются замеченные недостатки. Затем летчик размещается в кресле и фиксирует себя привязной системой. Врач, проводящий занятие, инструктирует летчика. Ознакомление с работой ППК проводится при двух ступенях режимов давления в камерах величиной 0,15 кгс/см2 на первой ступени и 0,3 кгс/см2 на второй ступени (что примерно соответствует субъективным ощущениям при работе костюма в реальном полете на перегрузках 4-6 ед.) длительностью по 1 мин каждая. Давление создается и сбрасывается в течение 25-30 с. Общее время тренировки на каждой ступени составляет около 2 мин. Между первой и второй ступенями рекомендуется сделать 5-минутный перерыв.

При создании давления в камерах ППК летчик отрабатывает навык дыхании и методику создания защитного напряжения мышц ног и брюшного пресса. С этой целью по мере нарастания давления в камерах летчик усиливает давление ног на подножки кресла и отрабатывает навык переключения дыхания с брюшного типа на грудной при одновременном удерживании мышц брюшного пресса в напряженном состоянии (особенно в момент вдоха), противодействуя давлению брюшной манжеты на живот. Дыхание должно быть ритмичным с коротким вдохом и медленным выдохом, несколько меньше обычной для данного летчика глубины. Врач, проводящий занятие наблюдает за состоянием летчика, периодически контролирует частоту пульса, дыхания и измеряет артериальное давление.

При наличии стенда «Статоэргометр» дополнительно проводится отработка методики выполнения защитных мышечных и дыхательных противоперегрузочных приемов. В целях освоения защитных противоперегрузочных приемов при действии больших и длительных перегрузок со скоростью нарастания до 1,5 ед./с летчик плавно, в течение 7-8 с, создает усилие ногами величиной 240-280 кгс и удерживает его в течение 10-15 с. При этом особое внимание уделяется отработке навыка правильного ритма дыхания.

Для освоения методики защитных противоперегрузочных приемов при большой скорости нарастания перегрузки (более 1,5 ед./с) летчик после кратковременной задержки дыхания на вдохе очень быстро, в течение 1,5-2 с, создает усилие ногами величиной 240-280 кгс и удерживает его в течение 10-15 с. Дыхание необходимо возобновить через 1,5-2 с после создания максимального усилия.

Отработку навыка применения противоперегрузочных приемов следует повторить четыре-пять раз с интервалом 3-5 мин.

Похожие статьи:

  1. Противоперегрузочные устройства и правила их эксплуатации Находящиеся на снабжении летчиков частей истребительной авиации противоперегрузочные устройства состоят...
  2. Теоретическая и тренажерная подготовка летчиков На теоретических занятиях летчики знакомятся с особенностями воздействия на организм...
  3. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета и ее зависимость от физического состояния летчика Переносимость перегрузок в полете Приспособление организма к перегрузкам достигается в процессе многократных воздействий больших...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.