Сен 14

Теоретическая и тренажерная подготовка летчиков

На теоретических занятиях летчики знакомятся с особенностями воздействия на организм и влияния на работоспособность больших по величине, длительности и скорости нарастания пилотажных перегрузок. При кратковременном действии (с общей длительностью не более 5 с) перегрузки хорошо переносимы вплоть до 10 ед. С такими большими, но кратковременными перегрузками некоторые летчики встречаются при полетах на других типах самолетов. Если летчик будет применять специальные мышечные и дыхательные противоперегрузочные приемы, устойчивость к перегрузкам повышается в среднем на 3,6 ед.

Однако защитные мышечные и дыхательные противоперегрузочные приемы выполняются на фоне активных действий летчика по пилотированию. Это требует формирования у летчика сложно-координированных навыков правильного распределения психофизиологических резервов. Поэтому необходимо изучать специальную методику применения защитных мышечных и дыхательных противоперегрузочных приемов, устройство и правила эксплуатации противоперегрузочного снаряжения. Напряжение мышц ног, брюшного пресса и в определенной степени рук и плечевого пояса является распространенным защитным противоперегрузочным приемом. Поскольку в полете перегрузки постоянно изменяются, необходимо адекватное изменение и уровня мышечного напряжения. Защитный эффект напряжения мышц существенно зависит от способности летчика «сопровождать» своим мышечным напряжением изменения перегрузки. Для успешного перенесения высоких и длительных перегрузок необходимо не только создавать тоническое напряжение мышц брюшного пресса и нижних конечностей, но и равномерно усиливать давление ног на педали с темпом нарастания перегрузки, удерживая это давление в течение всего времени выполнения маневра на уровне, обеспечивающем сохранение зрения.

Для повышения переносимости перегрузок важное значение имеет умение летчика правильно дышать и при этом выполнять защитные противоперегрузочные дыхательные приемы. При полетах на самолетах 3-го поколения летчики, как правило, переносили перегрузки на задержке дыхания, поскольку они были кратковременными (до 3-4 с). При воздействии больших и особенно длительных перегрузок летчик должен обязательно дышать, так как задержка дыхания более 5 с в условиях резко повышенного потребления кислорода может привести и снижению или полной потере работоспособности вследствие кислородного голодания головного мозга. В этих случаях для предупреждения неблагоприятных эффектов необходимо переходить на грудной тип дыхания – вдох и выдох производить грудью при сохранении напряжения мышц брюшного пресса.

На практических занятиях с летным составом проводятся тренировки, целью которых являются:

— проверка качества подгонки ППК;

— ознакомление летчика с особенностями дыхания при создании давления в камерах ППК;

— выработка навыка применения защитных мышечных и дыхательных противоперегрузочных приемов (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Динамика усилий, создаваемых на педалях, и напряжение мышц брюшного пресса (1) противоперегрузочных приемов при скорости нарастания перегрузки (1 до 1,5 ед./с (А) и более (Б)

Занятия проводятся на стенде «Статоэргометр». Летчик размещается в кресле и фиксирует себя привязной системой. Тренировки проводятся при двух ступенях избыточного давления в камерах ППК. Особой тренировки требует умение применять дыхательные защитные противоперегрузочные приемы: после очень быстрого (менее 1 с) вдоха следует форсированный выдох через суженную голосовую щель (для создания сопротивления выдоху), длящийся не менее 2 с.

Эти приемы следует выполнять на фоне максимального мышечного напряжения и применять при перегрузках более 6-7 ед., так как другие методы (ППК, мышечное напряжение) уже недостаточны.

Защитные мышечные противоперегрузочные приемы должные выполняться быстро, энергично («прыгать на перегрузку»), упреждая на 1-2 с действие перегрузки с учетом ожидаемой ее величины и особенно темпа нарастания. При упреждающем характере уровень мышечного напряжения при одинаковом защитном эффекте примерно в 1,5 раза меньше. При воздействии высоких уровней перегрузок «догнать» мышечным напряжением перегрузку очень трудно, а при большом темпе ее нарастания это сделать практически невозможно.

Поэтому при выполнении маневров с темпом нарастания перегрузки 1,0 ед./с и более необходимо за 1,5-2,0 с создавать упреждающее напряжение мышц ног и брюшного пресса, а при нарастании перегрузки энергично усиливать давление ног на педали и при этом выполнять дыхательные защитные приемы в виде кратковременной задержки дыхании с натуживанием (имитация выдоха при полностью закрытой голосовой щели). Возобновить дыхание необходимо через 1,5-2,0 с после выхода на установившийся режим перегрузки.

Выполнение маневров с большими и длительными перегрузками при быстром темпе ее нарастания требует особой подготовки. Перед каждым выполнением таких маневров летчику необходимо тщательно подготовиться и проанализировать порядок применения защитных мышечных и дыхательных противоперегрузочных приемов.

Дли эффективного применения защитных противоперегрузочных приемов необходимо быть хорошо физически подготовленным, проводить специальные физические тренировки в соответствии с существующими рекомендациями.

Похожие статьи:

  1. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...
  2. Тренировки с противоперегрузочными устройствами Эффективным средством повышения устойчивости к перегрузкам является применение летным составом...
  3. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета и ее зависимость от физического состояния летчика Переносимость перегрузок в полете Приспособление организма к перегрузкам достигается в процессе многократных воздействий больших...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.