Сен 12

Статоэргометрическая проба устойчивости летчиков к большим перегрузкам

Оценить успешность освоения летчиками высокоманевренных самолетов-истребителей и переносимость ими пилотажных перегрузок позволяют специальные нагрузочные пробы, с помощью которых прогнозируется индивидуальная устойчивость летчика к большим перегрузкам.

Индивидуальная устойчивость человека к перегрузкам в значительной степени зависит от применения защитных мышечных и дыхательных противоперегрузочных приемов.

Установлено, что при воздействии на человека перегрузок + GZ  8-9 ед. длительностью до 30 с, усилия ног на педали при создании защитного мышечного напряжения достигают 260-280 кгс. Поэтому индивидуальная устойчивость человека к большим перегрузкам в значительной мере зависит от его способности развивать и удерживать длительно (в течение нескольких десятков секунд) статическое напряжение мышц ног и брюшного пресса. Для прогнозирования индивидуальной устойчивости летчика к перегрузкам разработана специальная функциональная нагрузочная проба со статистической физической нагрузкой, которая получила название статоэргометрической пробы.

Эта проба выполняется на специальном стенде «Статоэргометр». Он состоит из кресла со штатной привязной системой летчика, подножек-педалей и указателя, измеряющего статические мышечные усилия.

Стенд позволяет летчику имитировать позу и создавать давление ног на педали для тренировки защитного мышечного напряжения. В статоэргометре предусмотрена возможность регулировки положения подножек-педалей для фиксации стандартного угла сгиба в коленных суставах ног обследуемого. Измеряется сила давления (в кгс) ног на педали, что дает обследуемому и врачу информацию о развиваемом ногами мышечном усилии.

Статоэргометрическая проба проводится по следующей методике. После наложения датчиков для записи электрокардиограммы обследуемый фиксирует себя в кресле привязной системой. Перед началом пробы с помощью угломера и системы передвижения педалей устанавливается угол в коленных суставах 120о. После 6-минутного пребывания в покое и измерения фоновых данных по команде врача обследуемый двумя ногами создает ступенчато возрастающее усилие величиной 120,160, 200 и 240 кгс с удержанием каждого усилия в течение 30 с. Проба выполняется до указанного уровня или прекращается по причине мышечного утомления обследуемого при появлении других объективных и субъективных признаков, являющихся показаниями для прекращения пробы при определении толерантности к физической нагрузке. В процессе выполнения пробы и по завершении ее на первой, третьей и пятой минутах регистрируют ЭКГ и измеряют артериальное давление.

Сравнительные исследования реакции сердечнососудистой системы на воздействие больших перегрузок, статоэргометрической и велоэргометрической нагрузки показали, что при велоэргометрической пробе возникает характерное для динамической нагрузки увеличение минутного кровотока, более чем в 3 раза, сопровождающееся относительным увеличением (в среднем на 59%) ударного объема сердца и значительным падением (в среднем на 65%) общего периферического сопротивления. Артериальное давление при этом изменяется в меньшей степени в основном за счет умеренного повышении (в среднем на 37%) бокового и снижения минимального (в среднем на 25%) при незначительном сдвиге среднединамического давления.

Реакции сердечнососудистой системы при статоэргометрической пробе носят качественно иной характер по сравнению с велоэргометрической и приближаются к реакциям на воздействие перегрузок. Наиболее характерным для статических нагрузок оказалось выраженное (в среднем на 48-62%) повышение всех показателей артериального давления — минимального, среднединамического и бокового в плечевой артерии. При этом прирост артериального давления обусловлен в основном значительным (более чем в 1,5 раза) повышением общего периферического сопротивления, так как несмотря на высокую тахикардию минутный кровоток при статических нагрузках изменяется в небольшой степени вследствие выраженного (почти в 2 раза) снижения ударного объема.

Сердце при динамической мышечной нагрузке работает в условиях низкого периферического сопротивления и увеличенной нагрузки, а при статической физической нагрузке — в менее благоприятных условиях вследствие повышения сопротивления току крови из сердца. При воздействии перегрузок реакции сердечнососудистой системы оказались аналогичными, но более выраженными по сравнению с воздействием статической нагрузки. В частности, при воздействии перегрузки 9 ед. отмечен более высокий уровень тахикардии, параметров артериального давлении и общего периферического сопротивления по сравнению со статической нагрузкой.

Качественные различия касаются лишь уровня систолического давления в сосудах ушной раковины. В основе этих различий лежит влияние гидростатического фактора при действии перегрузок на регионарное перераспределение крови, которое, как известно, приводит к снижению венозного притока к сердцу, депонированию объемов крови в нижней половине тела и снижению артериального давления на уровне головы. При статической нагрузке, напротив, происходит повышение артериального давлении на уровне головы, что и лежит в основе механизмов защитного действии статического напряжения мышц ног и брюшного пресса при действии перегрузок.

Таким образом, по характеру гемодинамических реакций статоэргометрическая нагрузка в определенной степени моделирует основные эффекты воздействия перегрузок и поэтому может быть использована для целей прогноза.

Установлена тесная корреляционная взаимосвязь показателей максимальной статической физической работоспособности и переносимости на центрифуге однократных перегрузок величиной 4-8 ед. длительностью до 30 с без применения противоперегрузочного костюма. Данные статоэргометрической пробы достаточно информативны для прогноза устойчивости к большим перегрузкам, в частности к максимально достигаемой летчиком перегрузке в полете без зрительных нарушений.

Оценки переносимости статоэргометрической пробы определяются по трехбалльной шкале: 3 балла — отличная, 2 — хорошая и 1 — удовлетворительная исходя из показателей выполненной физической работы и физиологических реакций.

Предельно переносимые значения перегрузки в полете достаточно хорошо коррелируют с оценкой переносимости статоэргометрической пробы.

С вероятностью 0,75 отличительная оценка статоэргометрической пробы соответствует переносимости пилотажных перегрузок 8,5 ед. и более, хорошая — 7,5-8 ед., удовлетворительная — 7 ед. и менее.

Отличная оценка переносимости статоэргометрической пробы свидетельствует о достаточной физической подготовленности летчика к полетам с большими перегрузками. Лицам с хорошей иди удовлетворительной оценками переносимости статоэргометрической пробы перед выполнением полетов с большими перегрузками рекомендуется проведение курса специальных физических тренировок, направленных на развитие силы и статической выносливости мышц ног и брюшного пресса.

Существенное прогностическое значение следует придавать возникновению выраженных нарушений сердечного ритма и проводимости во время проведения статоэргометрической пробы. Как правило, эти проявления свидетельствуют о наличии изменений в сердечной мышце и прогнозируют их возникновение в условиях реального полета.

При оценке эффективности проводимых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, а также специальной физической подготовки следует иметь в виду, что увеличение оценки пробы на 1 балл примерно соответствует повышению устойчивости летчика к перегрузкам на 1 ед.

Таким образом, статоэргометрическая проба применяется в летной практике для прогноза и оценки индивидуальной переносимости летчиком больших перегрузок, а также для оценки влияния на эту переносимость специальной физической тренировки к проводимых лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий.

Похожие статьи:

  1. Прогнозирование устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге Новое поколение самолетов-истребителей обладает высокими маневренными характеристиками, что требует большей...
  2. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета и ее зависимость от физического состояния летчика Переносимость перегрузок в полете Приспособление организма к перегрузкам достигается в процессе многократных воздействий больших...
  3. Устойчивость перегрузкам Новое, 5-е поколение самолетов-истребителей стало маневреннее, чем предыдущее, и, следовательно,...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.