Сен 29

В табл. 13 представлены вестибуло-вегетативные реакции в зависимости от метода исследования вестибулярного аппарата.

Таблица 13

Сравнительная характеристика вестибуло-вегетативных реакции у кандидатов в ВВАУЛ в зависимости от способа раздражения вестибулярного апарата

Степень ВР

Качели Хилова

ДПК

ОР

0

-

-

48

І

-

3

5

ІІ

5

6

3

ІІІ

51

47

-

Всего

56

56

56

Как видно из табл. 13, наибольшее число совпадений в степени выраженности вегетативных реакций отмечаемся при испытании на качелях Хилова и с помощью ДПК.

Особый интерес представляет сравнительная характеристика вестибуло-вегетативных реакций у курсантов, приступивших к полетам (И.Л. Литманов), приведенная в табл. 14.

Как видно из табл. 14, испытание на качелях Хилова практически не выявило у курсантов каких бы то ни было вестибуло-вегетативных расстройств, а 2-минутная проба ДПК выявила: у 15 человек II и III степень вегетативных реакций. При этом важно подчеркнуть, что, по данным командования училища, именно у этих 15 курсантов в полетах наблюдались вегетативные реакции. На этом основании у сотрудников ЛАМ сложилось мнение, что характер вестибулярных раздражений при ДПК более, чем при других пробах, приближен к раздражениям, возникающим в реальных условиях полета. С этим положением можно согласиться, поскольку в пробе ДПК адекватные раздражители поступают не непрерывно, монотонно, а с паузами, то есть так, как это бывает в реальных условиях полета.

Таблица 14

Сравнительная характеристика вестибуло-вегетативных реакций у курсантов ВВАУЛ в зависимости от способа раздражения вестибулярного апарата

Степень ВР

Качели Хилова

ОР10

ДПК

ОР

0

145

132

106

148

І

5

14

29

2

ІІ

-

2

11

-

ІІІ

-

2

4

-

Всего

150

150

150

150

К достоинствам ДПК следует также отнести и то, что посылаемые раздражители строго дозированы, а 50-секундный перерыв между двумя вращениями позволяет более точно установить характер и степень выраженности вегетативных реакций, возникающих после каждой минуты воздействия. Кроме того, 50-секундный перерыв является своеобразной пробой на изменение ритма раздражителя. Все это дает возможность судить о приспособляемости организма, о его адаптационных возможностях.

Дело в том, что некоторые лица вполне удовлетворительно переносят даже очень длительно и монотонно действующий раздражитель, как бы приспосабливаются к раздражителю и его ритму. Однако стоит им попасть в условия, когда этот ритм нарушается как они начинают бурно реагировать. Вполне естественно, что для профессиональной деятельности летчика большое значение имеет хорошая подвижность адаптационных механизмов. Это в особенности должно учитываться при отборе кандидатов в ВВАУЛ.

Следует отметить, что вестибуло-вегетативные реакции чаще выявлялись у лиц с сосудисто-вегетативной неустойчивостью и нейроциркуляторной дистонией, а также у перенесших травму черепа. Довольно часто повышенная чувствительность вестибулярного аппарата обнаруживалась у лиц с увеличенной щитовидной железой и явлениями тиреотоксикоза у страдающих хроническим гастритом, колитом и гельминтозом.

Анализ переносимости ДПК и качелей Хилова летным составом различных видов авиации не позволил выявить сколько-нибудь существенных различий. Все же на основании данных, приведенных в табл. 10, можно заключить, что ДПК лучше переносят летчики истребительной авиации, а качели Хилова – транспортной и бомбардировочной, что, по-видимому, связано с характером их профессиональной деятельности.

Это положение нашло подтверждение в работе К.К. Соболева, который убедительно показал, что устойчивость к методу кумуляции ускорений Кориолиса наиболее выражена у летчиков истребительной авиации и находится в зависимости от приобретенных навыков, возраста и состояния здоровья. Таким образом, созданный в ЦНИАГ метод лучше всего отвечает задачам профотбора: он позволяет выявлять повышенную чувствительность вестибулярного аппарата к воздействию адекватных раздражителей, обладает комбинированным действием на все отделы вестибулярного аппарата, а также увеличивает возможность объективизации выявленных вестибуло-вегетативных расстройств. Кроме того, этот метод прост в применении и значительно сокращает время проведения обследования.

На основании вышеизложенного можно заключить.

1. ДПК является простым, доступным и экономным по времени методом, позволяющим выявлять повышенную чувствительность вестибулярного аппарата к воздействию адекватных раздражителей.

2. ДПК позволяет выявлять повышенную чувствительность вестибулярного аппарата в тех случаях, когда другими методами вестибулометрии, применяемыми во ВЛЭ, этого сделать не удается.

3. При ДПК применяются четкие и строго дозированные по величине и времени воздействия вестибулярные раздражители.

4. С помощью ДПК могут быть получены некоторые данные, позволяющие судить о состоянии адаптационных механизмов вестибулярного анализатора.

5. В практике ВЛЭ качели Хилова должны применяться с целью проверки действия на вестибулярный аппарат прямолинейных ускорений, тогда как от опыта ОР10 можно отказаться ввиду его малой эффективности и большой затраты времени.

6. ДПК может быть использован как способ тренировки вестибулярного аппарата и в качестве контроля за ее эффективностью.

Похожие статьи:

  1. Сравнительная оценка методов исследования вестибулярного аппарата, применяемых в целях врачебно-летной экспертизы — 3 По предложению И.И. Брянова проведена сравнительная оценка методов кумуляции ускорений...
  2. Сравнительная оценка методов исследования вестибулярного аппарата, применяемых в целях врачебно-летной экспертизы — 2 Огромный вклад в развитие отечественной лабиринтологии внесла школа военных отиатров,...
  3. Сравнительная оценка методов исследования вестибулярного аппарата, применяемых в целях врачебно-летной экспертизы — 1 С. Р. Раскатова Вестибулометрия занимает ведущее место среди методов, применяемых...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.