Сен 16

Специальная подготовка при выполнении полетов на пилотаж

Весьма эффективным средством повышения устойчивости летчиков и перегрузкам являются систематические полеты на сложный пилотаж. Летчикам необходимо выполнять тренировочные полеты со специальным пилотажным комплексом упражнений, позволяющих наиболее физиологически безопасно, с учетом динамики индивидуальной тренированности осваивать полеты с большими перегрузками, а также поддерживать тренированность и восстанавливать устойчивость к таким перегрузкам после перерывов в летной работе. Практическая реализация таких подходов должна осуществляться с учетом закономерностей адаптационных реакций организма на систематическое воздействие повторных перегрузок в течение полета, летной смены, недели, месяца и т. д., а также особенностей профессиональной деятельности летчика при выполнении полетов с интенсивным маневрированием. Исходя из этого, целесообразным является соблюдение следующих рекомендаций в процессе специальной подготовки летного состава при выполнении полетов с интенсивным маневрированием.

Деятельность летчика в условиях воздействия перегрузок является совмещенной. Поэтому на начальном этапе полета на сложный пилотаж рекомендуется выполнять с перегрузками до 6-7 ед. длительностью до 15 с. Основное назначение — выработать у летного состава прочные навыки пилотирования самолета в этих условиях, а также научиться применять защитные мышечные и дыхательные противоперегрузочные приемы, контролировать свое психофизиологическое состояние.

После завершения первого этапа обучения летчики приступают к освоению маневрирования с большими (более 7 ед.) и длительными (15 с) перегрузками. Для решения этой задачи необходимо выполнение систематических полетов на сложный пилотаж. Перерывы между ними должны быть не менее 2 сут для полного восстановления физиологических функций и не более 10 сут для обеспечения тренирующего эффекта. Количество полетов, величина максимальной перегрузки должны определяться с учетом индивидуальной натренированности летчика. Для этих целей должен вестись учет пилотажной подготовки каждого летчика.

На летную смену целесообразно планировать два полета на сложный пилотаж. При выполнении таких полетов максимальная устойчивость и работоспособность летчика отмечены во втором полете. Поэтому в первом полете рекомендуется пилотирование с максимальной перегрузкой до 7 ед., во втором — более 7 ед. Исследования показали, что первые приспособительные реакции организма отмечаются на пятой-седьмой секунде действия повторных перегрузок, однако их максимальная выраженность отмечается через 1-1,5 мин. Поэтому для мобилизации физиологических компенсаторных механизмов организма и повышения работоспособности летчик должен в начале пилотажного комплекса выполнить 1-2 фигуры с перегрузками 4-5 ед., а затем уже маневрировать с большими перегрузками. Постепенное увеличение перегрузки на 0,5-1 ед. позволяет летчику надежнее контролировать свое психофизиологическое состояние, так как интервал между появлением зрительных нарушений и наступлением потери сознания, как правило, более 1 ед.

Для сохранения выработанного уровня устойчивости к пилотажным перегрузкам необходимо выполнять не менее четырех полетов в месяц при общей длительности пилотажа до 5 мин с интервалом 7-9 дней, из них три полета — с максимальной перегрузкой 7 ед. длительностью 15 с и один полет — 9 ед. длительностью 15 с.

При перерывах в полетах 2-е недель устойчивость к перегрузкам снижается на 0,5-1,5 ед. Исходный уровень тренированности восстанавливается в течение 2-4 летных смен. Это нужно учитывать при планировании полетов с большими перегрузками после перерыва свыше двух недель.

Для поддержания тренированности летчиков к выполнению полетов с большими перегрузками важное значение имеет также регулярное проведение специальных физических тренировок.

В свою очередь, исследования на центрифуге показали, что при чрезмерном повышении интенсивности и частоты воздействия перегрузок возможно не только снижение тренирующего эффекта, но и появление кумулятивных эффектов в виде астено-невротического синдрома и снижение устойчивости к перегрузкам. С целью минимизации кумулятивных эффектов полеты с большими перегрузками рекомендуется выполнять не чаще, чем 2 раза в летнюю смену при двух летных днях в неделю.

Опыт выполнения полетов с большими перегрузками летчиками на высокоманевренных самолетах-истребителях свидетельствует, что хорошо подготовленным летчикам можно планировать в летную смену не более двух полетов на маневренный воздушный бой с максимальными перегрузками до 8-9 ед. длительностью 15-20 с. Перерывы между такими полетами должны составлять не менее 60 мин с последующим отдыхом не менее двух суток и проведением при необходимости комплекса восстановительных мероприятий под контролем авиационного врача.

Таким образом, правильное комплексное использование различных противоперегрузочных средств и методов может обеспечить эффективную защиту летчика от больших пилотажных перегрузок на современных высокоманевренных самолетах-истребителях.

Внедрение в практику разработанного комплекса средств и методов специальной подготовки летчиков, направленной на повышение устойчивости и большим по величине, длительности и скорости нарастания перегрузкам, способствует более эффективному использованию маневренных возможностей новых самолетов-истребителей, повышению работоспособности летчиков и обеспечению безопасности полетов.

Похожие статьи:

  1. Прогнозирование устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге Новое поколение самолетов-истребителей обладает высокими маневренными характеристиками, что требует большей...
  2. Влияние перегрузок на организм летчика Повышенные маневренные характеристики самолета и увеличение сложности и числа вариантов...
  3. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.