Дек 07

Специализация авиационного врача и врачебное мышление

В самом деле, стремление врача части специализироваться в какой-то области клинической медицины затрудняет его функции как военного врача – начальника медицинской службы. Стремление к клинической специализации любой ценой в ущерб своим основным обязанностям отдаляет его от летного состава, от индивидуальной психопрофилактической работы и т. п. Все это обязывает авиационного врача относиться к своей практической деятельности как к комплексной задаче, требующей высокой внутренней организованности, самодисциплины и личной активности. Ему необходим постоянный самоконтроль за охватом всех направлений своей работы и исполнением всех обязанностей. Анализ затрат времени на каждый вид деятельности, проверка достигнутых результатов и оценка их коллективом, а также старшими специалистами и начальниками окажут ему в этом большую помощь.

Подавляющее большинство авиационных врачей проявляет высокую социальную активность. Для них характерны добросовестное исполнение своих служебных обязанностей и осознанная целенаправленность деятельности. Однако нередки случаи, когда врач-специалист противопоставляет свою профессиональную активность, трудовые усилия социально-политической активности. Такие авиационные врачи, как правило, не умеют работать с людьми, малоинициативны в общественной работе, недопонимают и не ценят своей роли в авиационном коллективе. Между тем очевидно, что новые задачи и требования, предъявляемые к авиационным врачам, как и к другим военным специалистам, предполагают наличие у них органического сочетания профессиональной и социально-политической активности, ибо «военный специалист только тогда широко раскрывает свои способности, возможности своего интеллекта, когда отчетливо понимает большую общественную значимость своего труда, свою сопричастность к великому делу защиты отечества».

В наше время бурного развития науки и техники, биологии и медицины авиационному врачу особенно должна быть присуща выраженная познавательная активность, ибо только в этом случае он может быть на высоте современных требований, способен воспринимать и осваивать все новое, прогрессивное, внедрять достижения науки в практику медицинского обеспечения полетов.

Не требует доказательств, что полученные врачом в медицинском вузе знания в какой-то мере каждый год устаревают и требуют постоянного их пополнения. С другой стороны, познавательная активность необходима для изучения передового опыта работы лучших специалистов и анализа собственной практической деятельности. Опасность подстерегает врача и в том случае, если он замыкается в рамках своей узкой специальности, перестает интересоваться литературой, искусством, смежными областями науки, применением в медицине новейших достижений в области биологии, физики, радиоэлектроники, кибернетики, то есть перестает быть всесторонне образованным человеком, что неминуемо снижает его общую квалификацию.

К сожалению, и среди авиационных врачей встречаются случаи пассивного отношения специалиста ко всему новому, «притупление интереса», стремление жить старым багажом, привыкание к «доморощенной мудрости», что делает его неподготовленным к решению новых задач, ограничивает развитие врачебного мышления.

Успех врачебной деятельности во многом зависит от уровня развития у врача клинического врачебного мышления, под которым следует понимать как осознанное, так и неосознанное применение диалектического научного мышления в теории и практике медицины.

Врачебное мышление характеризует, прежде всего, комплексный системный подход к анализу явлений, умение отыскивать истину, находить совмещение несовместимостей. Если врач не научится разрешать противоречия, то он будет постоянно останавливаться на распутье двух дорог, не ведая, какая из них ведет к истине.

Развивая познавательную активность, авиационный врач решает тем самым многие профессиональные и социальные задачи, обеспечивает успех своей работы в летном коллективе, обогащает ее творческое содержание.

Интеллектуальная сила врачебного мышления не только в строгой логике, в безупречном использовании и правильной оценке различных величин и показателей физиологической нормы и патологии, но и в умении целостно воспринимать организм, личность здорового и больного человека с ее качественными особенностями и оттенками.

В работе врача постоянно переплетаются знания и чувства, рациональное и эмоциональное восприятие окружающей действительности. Здесь уместно напомнить афоризм старых врачей, что «медицина в одно и то же время – наука, искусство и ремесло».

В идеале врачебного мышления, в его основе, как уже отмечалось, лежит целостное восприятие человека. Оно ни в коей мере не противопоставляет знание опыту, медицинскую науку – врачебному искусству, теорию – практике, а напротив, стремится извлечь из них наибольшие возможности в интересах глубокого познания изучаемых явлений.

Всесторонняя оценка и анализ своей работы, высокая социально-политическая и профессиональная активность, постоянное усиление своей познавательной и организаторской деятельности помогут авиационному врачу избежать узкого профессионализма и односторонности в работе, помогут выявить упущения и недостатки, умножить свой вклад в общий труд летного коллектива и сделать свой собственный труд более полноценным и содержательным.

Похожие статьи:

  1. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  2. Авиационный врач и его нравственный облик Сознавая свою ответственность перед обществом и коллективом, авиационный врач постоянно...
  3. О социальной и профессиональной активности авиационного врача Придавая исключительное значение моральному фактору в современной войне, роли в...

автор admin \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.