Мар 17

Противоперегрузочные устройства и правила их эксплуатации

Находящиеся на снабжении летчиков частей истребительной авиации противоперегрузочные устройства состоят из противоперегрузочного костюма (ППК) и автомата давления (АД). Защитное действие противоперегрузочного костюма заключается в оказании внешнего давления на область живота и нижние конечности, то есть на те участки тела, куда перемещается кровь под влиянием ускорений. По своим конструктивным особенностям ППК делятся на костюмы с плоскими камерами и костюмы с натяжной системой типа высотно-компенсирующего костюма. Примером ППК с плоскими камерами является отечественный костюм типа ППК-1, представляющий собой систему из пяти пневмоманжет, вмонтированных в специальные брюки. Такой костюм надевается на повседневное обмундирование летчика, то есть поверх брюк и хромовых сапог. В зимнее время на ППК можно надеть теплые брюки и меховые сапоги.

Выпускаются ППК-1 шести ростовок, в полной мере обеспечивающих летчиков ростом от 155 до 185 см:

Рост летчиков, см Ростовки ППК-1
155–159 № 1
160–164 № 2
165–169 № 3
170–174 № 4
175–179 № 5
180–185 № 6

Подгонка костюмов по окружности тела осуществляемся с помощью шнуровки. При правильной подгонке костюма брюшная манжета должна располагаться на передней стенке живота, не захватывая нижних краев грудной клетки и не ограничивая ее дыхательную экскурсию. Манжеты нижних конечностей не должны захватывать суставы и нарушать подвижность нижних конечностей.

При подгонке костюма следует соблюдать определенную последовательность. Подобрав костюм в соответствии со своим ростом, необходимо полностью распустить шнуровку. После этого надевается поясная часть костюма, а затем штанины. Застегнув «молнию» и расправив складки брюк под манжетами, с помощью врача или специально обученного лица костюм шнуровкой плотно подгоняется по окружности тела.

В дальнейшем при повседневном пользовании дополнительная подгонка костюма на данный вид обмундирования не требуется. Летчик должен самостоятельно надевать костюм за 2–3 мин. Перед надеванием костюма нужно снять поясной ремень и удалить из карманов все находящиеся в них предметы (папиросы, спички, зажигалку, ключи и др.).

Давление в камерах костюма создается с помощью автомата типа АД-5, монтируемого на левом борту кабины и подключенного через трубопровод к компрессору двигателя. Автомат обеспечивает создание давления в камерах ППК-1 в линейной зависимости от величины ускорения по двум характеристикам.

При работе автомата на первой ступени («МИН») давление в камерах возрастает примерно на 50 мм рт. ст. на каждую единицу ускорения. При ускорении 8 g оно достигает 350 мм рт. ст.

При работе на второй ступени («МАКС») давление возрастает на единицу ускорения на 70–75 мм рт. ст., достигая при 8 g 450 мм рт. ст. При создании летчиком ускорения более 8 g срабатывает предохранительный клапан автомата, и давление в камерах костюма выше указанных величин не возрастает. Установлено, что давление более 450 мм рт, ст. на брюшную стенку у большинства летчиков вызывает неприятные болевые ощущения в животе и затрудняет дыхание.

Режим давления устанавливается самим летчиком (по своему желанию или по совету врача) путем поворота головки автомата АД-5 в сторону «МИН» или «МАКС». Работа автомата в режиме «МАКС» обеспечивает более высокую эффективность противоперегрузочного костюма. В практике учебно-боевой работы летчики в большинстве случаев пользуются минимальным режимом давления. Для полного использования высоких маневренных свойств самолета необходимо включить автомат на максимальный режим давления. Режимом минимального давления целесообразно пользоваться лишь летчикам, болезненно реагирующим на повышенное давление на живот.

Следует иметь в виду, что при первом применении противоперегрузочного костюма, особенно при пилотаже с большими ускорениями, неприятные болевые ощущения в животе и затрудненность дыхания могут возникать почти у всех летчиков. Связано это с тем, что давление на область живота резко ограничивает брюшной тип дыхания. Переход же на грудной тип дыхания для некоторых летчиков требует соответствующей тренировки. Опыт показывает, что после 3–4 полетов на пилотаж в правильно подогнанном костюме летчики полностью приспосабливаются к необычным условиям дыхания и другим неудобствам, связанным с применением костюма.

Похожие статьи:

  1. Тренировки с противоперегрузочными устройствами Эффективным средством повышения устойчивости к перегрузкам является применение летным составом...
  2. Противоперегрузочное устройство высотно-компенсирующего костюма При полетах на самолетах-истребителях на летчика воздействует много факторов, и...
  3. Компенсирующие костюмы При дыхании чистым кислородом на высоте до 12 км или...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.