Сен 12

Прогнозирование устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге

Новое поколение самолетов-истребителей обладает высокими маневренными характеристиками, что требует большей устойчивости летчика к пилотажным перегрузкам. В силу высоких технических возможностей самолетов величина пилотажных перегрузок достигает 9-19 ед., длительность — десятков секунд, скорость их нарастания — 5-7 ед./с.

Воздействие таких больших пилотажных перегрузок предъявляет повышенные требования к функциональному состоянию организма и может не только существенно снижать работоспособность летчика, но и приводить к кратковременной полной ее потере вследствие возникновения обморочного состояния. Обеспечить защиту летчика от больших пилотажных перегрузок только применением современных технических средств невозможно. Поэтому разрабатываются методы определения устойчивости летчиков к большим перегрузкам в целях их отбора к полетам на высокоманевренных самолетах-истребителях.

В настоящее время центрифуга является единственным стендом, с помощью которого наиболее полно моделируется в наземных условиях действие на летчика такого динамического фактора полета, как пилотажные перегрузки. Поэтому разработка методов определения устойчивости летчиков к большим перегрузкам с использованием центрифуги является актуальной задачей повышения точности прогноза переносимости пилотажных перегрузок на высокоманевренных и самолетах-истребителях. Эффективность прогноза во многом зависит от выбора критериев индивидуальной устойчивости к большим пилотажным перегрузкам.

Метод определения устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге включает:

— моделирование основных параметров (величины, градиента нарастания, времени воздействии) пилотажных перегрузок, встречающихся при интенсивном маневрировании самолетов-истребителей 4-го поколения;

— определение уровня адаптационных возможностей организма и возможной скрытой патологии в условиях воздействия перегрузок, близких к реальным, т. е. при воздействии сложных профилей с использованием штатного противоперегрузочного костюма ППК-3;

— выявление индивидуальной устойчивости летчика к воздействию больших перегрузок и прогноз их переносимости в реальных условиях полета.

Летчика допускают к определению устойчивости к большим перегрузкам на центрифуге после прохождения клинико-физиологического стационарного обследования при хорошей переносимости функциональных нагрузочных проб (пассивная ортопроба, тредмил или велоэргометрическая проба, гипоксическая проба, проба с отрицательным давлением на нижнюю половику тела) и при отсутствии противопоказаний к летной работе на высокоманевренных самолетах-истребителях.

В процессе обследования на центрифуге летчики подвергаются воздействию двух сложных профилей перегрузок. Первый профиль состоит из перегрузок величиной 4; 6 и 7 ед. длительностью по 15 с каждая с градиентом нарастания 1 ед./с. Перед выходом на каждую ступень  перегрузок и между воздействиями выдерживается перегрузка 2 ед. в течение 15 с. При хорошей переносимости перегрузок через 5-7 мин производится повторное вращение с воздействием перегрузок  5,  7,5  и  8 ед. аналогичной длительности и скорости нарастания (рис. 3.1).

Принцип ступенчатого нарастания повторного действия перегрузок позволяет обеспечить максимальную безопасность проводимого обследования, а также оказывает определенный тренирующий эффект.

Перед вращением на центрифуге летчик знакомится с программой обследования, правилами поведения, особенностями эксплуатации противоперегрузочного снаряжения, методикой применения противоперегрузочных приемов.

Рис. 3.1. Режимы перегрузок для экспертного обследования летчика на центрифуге:

А — для летчиков самолетов-истребителей третьего поколения без ППК;

Б — для летчиков самолетов-истребителей четвертого поколении с ППК

В процессе обследования на центрифуге осуществляется непрерывное врачебное наблюдение за состоянием летчика с помощью телевидения, радиосвязи и биометрической информации. Регистрация основных физиологических показателей сердечнососудистой и мышечной систем, дыхания и деятельности зрительного анализатора в процессе обследования на центрифуге позволяет выявить начальные признаки декомпенсации основных функциональных систем и оценить механизмы снижения устойчивости конкретного летчика к воздействию перегрузок.

Оценка индивидуальной устойчивости к воздействию сложных профилей перегрузок производится с учетом величины достигнутой перегрузки и сдвигов физиологических показателей, свидетельствующих о достижении предела переносимости.

В случае достижения предела переносимости по указанным критериям при воздействии первого сложного профиля перегрузок величиной до 7 ед. устойчивость считается пониженной; при воздействии перегрузок второго профиля величиной до 7,5 ед. — удовлетворительной. Устойчивость считается хорошей при переносимости летчиком перегрузок величиной 8 ед. в течение 15 с при отсутствии патологических изменений на ЭКГ, нарушений деятельности зрительного анализатора и стабильной (не менее 40 мм рт. ст.) величине артериального давление в сосудах ушной раковины.

В периоде последействия 8-кратных перегрузок проводится осмотр кожных покровов тела летчика сразу после вращения, а затем в утренние часы следующего дня. Наряду с этим назначают анализы мочи и крови для исключения возможного развития повреждающих эффектов. В пользу выраженного характера последних свидетельствует наличие на кожных покровах летчика массивных сливных кровоизлияний в области живота, ягодиц, бедер и незакомпексированных ППК участков тела, появление в моче эритроцитов, следов белка, сахара. Показателем стресс-реакции, по данным клинического анализа крови, является выраженный лейкоцитоз (свыше 9 тыс.), нейтрофилез (более 65%), лимфопения (менее 20%).

Таким образом, в схеме интегральной оценки устойчивости летчиков к воздействию больших перегрузок на центрифуге неотъемлемым компонентом является клинико-физиологическая характеристика возможных повреждающих эффектов: их наличие и выраженность или отсутствие у обследуемого летчика.

Появление неблагоприятных сдвигов в периоде последействия может свидетельствовать не только о скрытой патологии, что требует проведения углубленного обследования, но и о возможности неадекватной реакции организма летчика, впервые подвергавшегося воздействию больших перегрузок, например накануне переучивания.

Индивидуальная устойчивость летчиков к большим перегрузкам в основном зависит от состояния здоровья и психофизиологической и физической подготовленности к таким воздействиям.

Пониженная устойчивость к большим перегрузкам (8 ед. в течение 15 с) при первичном обследовании на центрифуге у здоровых летчиков встречается в среднем в 22,6% случаев. Лица с различными заболеваниями имеют, как правило, более низкую устойчивость к большим перегрузкам.

Среди летного состава с заболеваниями сердечнососудистой и нервной систем, желудочно-кишечного тракта, а также с урологическими заболеваниями в среднем у 57-77% летчиков выявлена низкая устойчивость и большим перегрузкам.

Признаками пониженной устойчивости летчиков к большим перегрузкам являлись выраженные нарушения сердечного ритма (49,1%), критическое (до 20 мм рт. ст. и менее| снижение артериального давления в сосудах ушной раковины (20,7%), обморочное состояние (0,6%), а также мышечное утомление (13,9%) и дискомфортные ощущении при наполнении камер ППК (15,5%).

Малое количество случаев потери сознания подтверждает оптимальность выбранной программы нарастания перегрузок при обследовании устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге.

Лимитирующие симптомы при воздействии больших перегрузок в виде выраженных нарушений сердечного ритма, критического снижении артериального давления в сосудах ушной раковины отмечаются главным образом у лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья. У здоровых летчиков основными лимитирующими симптомами являются выраженное утомление, затруднение дыхания и дискомфортные ощущения при наполнении камер ППК.

Большинство летчиков не владеет в полной мере методикой применения защитных мышечных и особенно дыхательных противоперегрузочных приемов, плохо знает особенности эксплуатации нового противоперегрузочного костюма ППК-3, недостаточно подготовлено для контроля за своим психофизиологическим состоянием при воздействии больших перегрузок.

В связи с этим наличие таких симптомов, как выраженное утомление, затруднение дыхания и дискомфортные ощущения при наполнении камер ППК-3, а также в определенной степени и нарушения церебральной гемодинамики, можно объяснить недостаточной психофизиологической и физической подготовленностью летчиков к воздействию больших перегрузок. Установлено, что примерно у одной трети лиц с различными заболеваниями и практически у всех здоровых летчиков пониженная устойчивость к большим перегрузкам обусловлена их недостаточной психофизиологической и физической подготовленностью к таким воздействиям.

Предлагаемые критерии оценки переносимости больших перегрузок позволяют дифференцировать пониженную устойчивость, обусловленную состоянием здоровья и недостаточной подготовленностью летчика к воздействию таких перегрузок. Это имеет важное практическое значение для разработки мероприятий, направленных на повышение функциональных возможностей организма летчика к перенесению больших перегрузок.

Окончательное заключение о пониженной переносимости больших перегрузок выносится на основании результатов не менее чем двукратного обследования на центрифуге.

Развитие психологических симптомов при двукратном обследовании на центрифуге требует дополнительного углубленного обследования летчика с проведением при необходимости профилактического и восстановительного лечения. Проведение дополнительного обследования с использованием комплекса методов инструментальной диагностики (эхокардхографии, ЭКГ-мониторинга, электрофизиологических исследований проводящей системы сердца и т. д.) позволяет определить конкретные причины, вызвавшие появление патологических симптомов у летчика вследствие того или иного заболевания, необходимость проведения реабилитационных мероприятий, а также оценить степень пригодности к летной работе на высокоманевренных самолетах.

При появлении признаков пониженной переносимости больших перегрузок, таких как выраженное утомление, затруднение дыхания и дискомфортные ощущения при наполнении камер ППК, а также в определенной степени и нарушение центральной гемодинамики, рекомендуется проведение специальной физической и психофизиологической подготовки в целях повышения устойчивости к большим перегрузкам.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Тренировки с противоперегрузочными устройствами Эффективным средством повышения устойчивости к перегрузкам является применение летным составом...
  3. Влияние перегрузок на организм летчика Повышенные маневренные характеристики самолета и увеличение сложности и числа вариантов...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.