Янв 02

Профилактические мероприятия

Основными и наиболее эффективными средствами предупреждения явлений, связанных с кислородным голоданием, и обеспечения нормальной жизнедеятельности и работоспособности летных экипажей в высотном полете являются применение герметических кабин, кислородного оборудования (кислородные приборы и высотное снаряжение), а также физическая подготовка и правильная организация летного труда, отдыха и питания.

Известно, что при подъеме на высоту недостаток кислорода часто начинает ощущаться уже с высоты 1500– 2000 м; поэтому для поддержания его парциального давления в альвеолярном воздухе в пределах физиологической нормы при длительных полетах днем с этих высот необходимо начинать пользоваться кислородным прибором. При включении кислородного прибора после длительного кислородного голодания, иногда даже умеренного, может кратковременно ухудшаться самочувствие (парадоксальный эффект). Во время ночных полетов прибор обычно включается с земли, так как при малой освещенности функции глаза заметно ослабевают даже при незначительных степенях кислородной недостаточности.

В истребительной авиации, учитывая высокую скороподъемность самолетов, подачу кислорода перед высотным полетом летчик должен включать на земле перед взлетом. При этом снаряжение должно быть заранее тщательно подогнано и проверено.

Для защиты от кислородного голодания в случае нарушения герметичности кабины применяются кислородные приборы типа «легочный автомат» с периодической подачей кислорода и легочные автоматы для дыхания кислородом под избыточным давлением.

При разгерметизации кабины самолета на высотах более 10 000 м кислородный прибор типа «легочный автомат» с периодической подачей кислорода без избыточного давления (обычный легочный автомат) не в состоянии предотвратить кислородное голодание и уже на высотах 11 000–12 000 м появляются первые признаки нарушения некоторых функций зрения, а на высотах более 12 000 м развиваются серьезные функциональные изменения в организме и создается опасность для жизни. Это объясняется тем, что на таких высотах в разгерметизированной кабине прибор не может создать необходимого для нормальной жизнедеятельности парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе вследствие низкого общего барометрического давления и возрастания доли парциального давления водяных паров и углекислоты в этом воздухе. Как уже известно, в альвеолярном воздухе на всех высотах парциальное давление водяных паров практически равно 47, а углекислоты – примерно 40 мм рт. ст. Кроме того, в медицинском кислороде содержится примерно 2% азота, что соответствует парциальному давлению 5 мм рт. ст. Таким образом, суммарное парциальное давление водяных паров, углекислоты и азота в альвеолярном воздухе р = 40 + 47 + 5 = 92 мм рт. ст.

Но прибор указанного типа подает кислород в легкие под давлением, равным общему барометрическому. Следовательно, расчетное парциальное давление кислорода (рО2) в альвеолярном воздухе будет меньше парциального давления во вдыхаемом воздухе и равно разности между общим барометрическим давлением (В) на данной высоте и суммой парциальных давлений (р) водяных паров, углекислоты и азота в этом воздухе: рО2 = В – р. Тогда, например, на высоте 13 000 м, где В = 124 мм рт. ст., рО2 = 124–92 = 32 мм рт. ст., а на высоте 14 000 м при В = 106 мм рт. ст. рО2 = 106 – 92 = 14 мм рт. ст.

На самом же деле при дыхании чистым кислородом его парциальное давление в альвеолярном воздухе будет несколько больше расчетного (табл. 8), так как в этих условиях увеличивается легочная вентиляция и, как следствие, снижается содержание углекислоты в альвеолярном воздухе.

Эти данные необходимо учитывать при организации кислородного обеспечения полетов.

Таблица 8

Высота, м

Барометрическое давление, мм рт. ст.

Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе, мм рт. ст.

по расчету

с поправкой на увеличение легочной вентиляции

10 000

198

106

106

11 000

170

78

80

12 000

145

53

60

13 000

124

32

42

14 000

106

14

32

15 000

90

0

10–15

Кислородный прибор типа «легочный автомат», подающий кислород в легкие под избыточным давлением, в загерметизированной кабине работает как обычный легочный автомат, а при ее разгерметизации на высотах более 11 000–12 000 м автоматически включается непрерывная подача кислорода и под маской создается избыточное давление.

Указанный прибор поддерживает постоянное минимально необходимое общее давление кислорода в легких независимо от атмосферного давления в кабине самолета. Общее давление кислорода в легких складывается из двух величин: атмосферного давления на данной высоте и избыточного давления кислорода, создаваемого прибором. В зависимости от величины общего давления различают кислородные приборы, работающие на режиме давления 115 мм рт. ст. (первый режим, или «режим 115»), на режиме 130 мм рт. ст. (второй режим, или «режим 130») и на режиме 145 мм рт. ст. (третий режим, или «режим 145»).

Кислородные приборы, работающие на первом режиме, рекомендуется применять на высотах до 15 000 м, на втором – на высотах до 18 000 м, на третьем – на высотах более 18 000 м.

В первом случае используется специальная кислородная маска, во втором – кислородная маска и высотный компенсирующий костюм, создающий противодавление на поверхность туловища и конечностей, в третьем – гермошлем и компенсирующий костюм (комплект кислородного оборудования).

При работе на этих режимах давления в загерметизированной кабине для дыхания создаются примерно такие же условия, как и при пользовании обычными легочными автоматами.

Комплект кислородного оборудования (ККО), состоящий из кислородного прибора, гермошлема и компенсирующего костюма, обеспечивает при работе на третьем режиме давления возможность пребывания и сохранения высокой работоспособности на высотах более 20 000 м в незагерметизированной кабине в течение достаточно длительного времени. В большинстве типов высотно-компенсирующих костюмов ККО используется «механическая» система противодавления на поверхность тела, которая не обеспечивает равномерного давления на все его области. Например, в подмышечных впадинах, паховых областях, в области промежности, межлопаточной области и др. (рис. 12) противодавление несколько меньше, чем на других участках тела. Поэтому в указанных местах тела возможны застойные явления, приводящие к болевым ощущениям. Неравномерность распределения противодавления является следствием прежде всего конструктивных недостатков компенсирующего костюма.

Повышение высотной устойчивости организма летчика. Высотная устойчивость организма летчика имеет первостепенное значение при разгерметизации кабины самолета, повреждении или отказе кислородно-дыхательной аппаратуры.

Важную роль в повышении высотной устойчивости играет целенаправленная физическая подготовка летчика.

При выполнении физических упражнений увеличивается потребность тканей в кислороде, усиливается работа органов дыхания. В результате увеличиваются дыхательные объем и поверхность легких, легочная вентиляция, содержание кислорода в альвеолярном воздухе и его парциальное давление, возрастает количество действующих легочных кровеносных капилляров и альвеол. Все это благоприятно сказывается на легочном газообмене и общем состоянии организма. Наряду с усилением функций дыхательной системы происходит благоприятная перестройка ив работе системы кровообращения: возрастают частота и сила сердечных сокращений, усиливается венозный приток крови к сердцу, увеличиваются минутный и систолический объемы крови, скорость кровотока, а следовательно, и доставка кислорода тканям, масса циркулирующей крови и гемоглобина – переносчика кислорода. Одновременно создаются более благоприятные условия для перехода кислорода из крови в ткани, асами ткани приспосабливаются более экономно расходовать кислород, повышается и активность ферментов, участвующих в биохимических процессах организма, улучшается обмен веществ. Ткани полнее и экономнее используют питательные вещества.

Таким образом, весь комплекс физиологических сдвигов, наблюдающихся в организме при систематическом выполнении физических упражнений, способствует повышению его работоспособности и увеличению функциональных резервов, делает организм более устойчивым к воздействию различных факторов полета.

Рис. 12. Участки тела с недостаточным противодавлением компенсирующего костюма (не заштрихованы).

Из практики известно, что физически крепкие летчики намного лучше переносят высоту. Об этом свидетельствуют и опыт боевых действий в период Великой Отечественной войны, и тот факт, что спортсмены-профессионалы, не имеющие никакого отношения к авиации или к высокогорным восхождениям, показывают хорошую высотную устойчивость при «подъемах» в барокамере.

При организации физической подготовки в частях следует учитывать особенности летной деятельности. Так, летчикам-истребителям необходима разносторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием скорости реакций и силовой выносливости, способности к большим волевым и физическим напряжениям и осмотрительности в условиях быстро меняющейся обстановки, а летному составу бомбардировочной авиации рекомендуется выполнять физические упражнения, направленные на общее укрепление организма и повышение работоспособности в длительных полетах.

Физическая подготовка должна проводиться с учетом интенсивности летной нагрузки. При напряженной летной работе занятия по физической подготовке должны быть направлены на разрядку эмоционального напряжения и снятие утомления; при небольшой летной нагрузке эти занятия рекомендуется проводить по расширенной и более напряженной программе.

Для повышения высотной устойчивости целесообразно выбирать такие виды спорта, во время занятия которыми в тканях организма создается умеренный недостаток кислорода, вызывающий усиление деятельности органов дыхания и кровообращения (плавание, бег, лыжи и др.).

В период, предшествующий полетам на пилотаж, нужно выполнять упражнения, способствующие повышению устойчивости организма к воздействию ускорений (упражнения на брусьях, турнике и других снарядах), а также принимать водные процедуры для укрепления и тренировки сердечнососудистой и нервной систем.

Улучшению пространственной ориентировки, повышению быстроты ответной реакции и укреплению нервно-эмоциональной сферы способствуют занятия гимнастикой, акробатикой, участие в подвижных играх, выполнение упражнений на батуте, лопинге и т. д.

Из практики известно, что правильная организация труда, отдыха и питания также оказывает положительное влияние на сохранение здоровья летного состава, способствует успешному выполнению задач летной подготовки и повышению безопасности полетов. При планировании летной работы нужно исходить из того, чтобы продолжительность полетов (в течение дня, ночи или недели) не превышала максимальных норм, установленных для данного вида авиации. Летная нагрузка для каждого летчика должна определяться с учетом его здоровья и работоспособности. Перед высотным полетом нельзя допускать излишнего физического напряжения.

В настоящее время широко изучается влияние недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе и других факторов на организм в условиях высокогорья. Имеются данные, свидетельствующие о том, что при продолжительном пребывании в этих условиях организм человека приобретает повышенную устойчивость к воздействию недостатка кислорода, ионизирующей радиации, радиальных ускорений и физических нагрузок. Поэтому в некоторых странах (например, в ФРГ) практикуется пребывание летного состава в высокогорной местности. Это в сочетании с санаторно-курортным лечением и физической подготовкой положительно влияет на повышение высотной устойчивости организма. Весьма возможно, что в недалеком будущем периодическое пребывание летчиков в высокогорных лагерях займет видное место в комплексе мероприятий по повышению устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов полета.

Похожие статьи:

  1. Дыхательный аппарат человека Человек является жителем Земли и не приспособлен для жизни за...
  2. Высотные полеты и кислородное голодание Высотные полеты являются одним из наиболее сложных видов деятельности летного...
  3. Влияние кислородного голодания на систему пищеварения Понижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе оказывает влияние на...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.