Дек 06

Профилактическая работа авиационного врача

Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории. С особой силой забота о здоровье каждого советского человека проявляется в наше время. Советское здравоохранение, достижения медицинской пауки и техники, внедрение в медицинскую практику методов ранней диагностики и комплексного лечения обеспечивают успешное осуществление государственной программы оздоровительных и профилактических мероприятий. Медицина будущего – это, прежде всего забота о сохранении и укреплений здоровья человека, о его психическом и физическом развитии. Авиационный врач имеет дело со здоровым человеком, к которому летная практика предъявляет повышенные требования. Здоровье – не простой, не застывший процесс. Его следует рассматривать как сложное динамическое состояние, имеющее различные фазы и функциональные уровни, по-разному влияющие на проявления физических и психических возможностей человека, на его трудовую активность, выносливость и устойчивость к повышенным нагрузкам. Большая физическая или нервно-психическая нагрузка на летчика может стать чрезмерной и привести к срыву, переутомлению не только в результате ее фактического возрастания, но и вследствие неадекватных условий труда, непредвиденного усложнения задач, наконец, стремления легко и быстро преодолеть трудности без учета реальных возможностей своего организма. Повторение подобных ситуаций в преодолении сложных задач, вызванное переоценкой возможностей, соображениями престижа, личного успеха и пр. может приводить к хронической астенизации нервной системы у летного состава. Поэтому профилактическая работа авиационного врача составляет главное направление всей его деятельности, и в первую очередь должна быть направлена на предупреждение нервно-психического, утомления. Следует подчеркнуть, что начальные стадии утомления проходят незамеченными, на них мало кто в современной жизни обращает внимание и врачу трудно их выявить без помощи самого летчика. Вместе с тем, сам факт возникновения утомления, появление различных признаков нервно-психической неустойчивости должны вызывать пристальное внимание авиационного врача, ибо возникающие при этом невнимательность, апатия, рассеянность, раздражительность, снижение самоконтроля и т. д. могут в летной деятельности привести к весьма неблагоприятным последствиям, поэтому констатация утомления у летчика заставляет врача срочно организовать его отдых и лечение.

Профилактические мероприятия не всегда осознаются летным составом как необходимые и от авиационного врача требуется активная, наступательная позиция. Начинать надо с установления эмоционального контакта с летчиком, утверждения не формальных, а доверительных отношений, выяснения подлинных установок летчика по всем вопросам сохранения и укрепления здоровья. Все рекомендации по организации труда и быта, по укреплению здоровья должны быть научно обоснованы, подкреплены опытом, живыми примерами.

Санитарно-просветительная пропаганда – существенное звено в профилактической работе врача. В ней следует избегать назидания, простого пересказа, устоявшегося шаблона. Пропаганда здоровья должна быть увлекательной, учитывающей конкретные условия летного труда, быта, особенности климато-географического района и т. д.

Оказывая психологическое воздействие на летчика, внушая ему те или иные идеи, касающиеся здоровья, поведения в быту или на работе, врач должен аппелировать не столько к интеллекту, сколько к чувствам и воображению летчика, формировать у него необходимые правильные представления, иногда делая больший упор на доводы сердца, чем на азбуку разума. Беседа должна проводиться в атмосфере обоюдного интереса, не перегружаться абстрактными рассуждениями, вызывать у летчика практическую заинтересованность в пользе и необходимости советов и рекомендаций врача, подкрепляться конкретными доказательствами, живыми примерами, образными сравнениями.

Профилактическая работа требует от врача терпения и такта, умения выслушать летчика, выяснить различные индивидуальные тонкости, проявить желание понять их, как бы необычны они не были, При этом слушать летчика надо не пассивно, а живо участвуя в беседе. Такое взаимодействие называется сопереживанием. Оно располагает собеседника к откровенности и доверию, побуждает его раскрыть свои подлинные взгляды.

В летном коллективе авиационный врач должен постоянно выявлять неблагоприятные эмоциональные и психические состояния у летного состава, обусловленные особенностями летной деятельности, преодолением трудных задач, переживанием успеха (или неуспеха), служебными или бытовыми взаимоотношениями, учитывать микросреду, то есть окружение в семье, среди товарищей и, если нужно, воздействовать через нее.

От авиационного врача требуется понимание возможностей данного летчика в реализации предписанных ему рекомендаций, оценка желания летчика выполнять советы врача, следовать им. Такие советы – задания, то есть конкретная оздоровительная программа, должны вырабатываться для летчика на основе его состояния, индивидуальных особенностей характера, условии труда и быта.

Профилактическая работа авиационного врача тесно переплетается с общими задачами психогигиены – науки о сохранении и укреплении психического здоровья человека. Авиационному врачу нужно хорошо знать средства и методы, используемые общей психогигиеной и позволяющие формировать здоровые условия для функционирования психики, охранения оптимального психического состояния. Для профилактической работы авиационному врачу также необходимы знания по вопросам психогигиены труда и быта, семьи и сексуальных отношений, спорта и обучения, разработанные специалистами рекомендации, предупреждающие накопление психологически трудных состояний, нервно-психическое утомление, эмоциональные срывы, развитие невротических реакций. На основании этих рекомендаций осуществляются регулирование взаимоотношений, выявление отрицательных влияний микросреды, улучшение условий труда и быта, использование мер психологической защиты и т. д.

В целях психопрофилактики могут, применяться методы психотерапевтического воздействия: разъяснение, убеждение, внушение, аутогенная тренировка (самовнушение, саморегуляция) и др.

Воздействие на больного или здорового человека логическим убеждением является характерной особенностью рациональной психотерапии, существенной ее чертой. Элементы рациональной психотерапии широко представлены в каждой беседе врача и опираются на принципы научного подхода к фактам и явлениям окружающей действительности. Используя логическую аргументацию, разрушая неправильные представления летчика о его состоянии, переживании, причинах неудачи, врач осуществляет психологическую коррекцию, разрушает предубеждение,  ложные суждения или умозаключения, которые могут затруднять профессиональную и социальную адаптацию летчика. Как известно, психотерапия находит широкое применение при ятрогенных заболеваниях. В то же время ее методы могут использоваться для профилактики переутомления, начальных форм профессиональных неврозов, а также переживаемых трудных состояний, вызванных сложностью обучения (переучивания), служебными или семейными неудачами, ложными опасениями, неуверенностью, неправильной уценкой своих способностей, психофизиологических возможностей организма. Чтобы аргументировано вести беседу (внушение), врач должен прежде всего сам владеть логическим мышлением, уметь убеждать, наглядно демонстрировать истинность обсуждаемых положений.

Основное психотерапевтическое воздействие – воздействие словом. Однако не каждое слово обладает психотерапевтическим эффектом. Чтобы достигать цели, оно должно быть эмоционально окрашено, нести необходимые ответы, то есть быть значимым для слушателя, открывать ему новый смысл или давать положительную перспективу.

Врачу любой специальности нужно учитывать состояние психики человека, на которого он оказывает словесное воздействие, видеть в каждом его индивидуальность со сложными психическими переживаниями, нравственными установками, мотивами поведения, эмоциональными реакциями. Слово врача, сказанное случайно, неточно, не с той интонацией, фиксируется летчиком в большей мере, чем обычно человеком, так как здоровье летчика – это обязательное условие его профессии. И хотя в молодости принято несколько бравировать отношением к здоровью, летчик не остается безразличным к оценке своего здоровья.

Неумелое обращение врача со словом, медицинскими терминами, незнание отношения к ним в коллективе, в семье могут привести к неблагоприятным последствиям: ятрогении, фиксации внимания на отдельных симптомах, беспокойству. Врачу следует всегда учитывать возможность неправильного понимания высказанных им медицинских советов, рекомендаций и вносить соответствующие поправки, проверяя, как именно восприняты его слова.

Огромное значение придавал И. П. Павлов слову как специфическому раздражителю для человека. В устах авиационного врача оно должно быть одновременно и психопрофилактическим средством. Умело используя методы внушения, разъяснения, убеждения, авиационный врач значительное внимание должен также уделять физическому закаливанию организма, спортивным играм, организации активного отдыха, питания, сна и внеслужебных занятий. В отдельных случаях в целях психопрофилактики, снятия чрезмерной напряженности могут использоваться некоторые психофармакологические средства.

Еще до того как трудные состояния или другие особенности проявляются в отдельных поступках, поведении или настроении летчика, они могут быть отмечены со стороны его психологически неадекватных высказываний, резкости оценок, которые неточно отражают факты или события в жизни данной личности, деформируют взаимоотношения в коллективе. Все эти микросимптомы должны беспокоить не только командира и политработника, но в полной мере и врача части, так как эти и им подобные проявления у летчика или другого специалиста дезадаптируют человека к окружающей его микросреде, снижают его профессиональную активность и работоспособность.

Особого психологически продуманного подхода требуют лица летной профессии, у которых имеется так называемая парциальная недостаточность, то есть те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также лица, повторно, испытывающие неудачи в летной работе, трудные отношения в экипаже, личные и семейные конфликты. Не следует упускать из вида, что эмоции успеха – неуспеха имеют глубокую и специфическую основу в психологической структуре личности и могут вызываться (и поддерживаться) на первый взгляд малозначащими и едва заметными причинами. То же следует сказать о работе авиационного врача с летчиками старших возрастов, для которых особенности их здоровья, колебания психофизиологических состояний несравнимо более значимы, чем для молодых летчиков, чаще вплетаются в канву личных переживаний, в оценку своей профессиональной и жизненной перспективы.

Профилактика в деятельности авиационного врача должна быть направлена не только на предупреждение заболеваний, но и на предупреждение неблагоприятных для летной работы физических и психических состояний организма, на повышение работоспособности, психологической устойчивости и подготовленности летчика к полетам. Успешности профилактической работы авиационного врача способствуют заслуженный авторитет, уважение к нему летного состава. В течение каждой целенаправленной беседы с летчиком он держит перед ним своеобразный экзамен. Но не всякий летчик сразу готов признать за врачом право быть наставником, советчиком, воспитателем. В подобных случаях не следует торопиться с наставлениями и рекомендациями. Начинать надо с малого, приемлемого для летчика, без какого-либо нажима со стороны врача.

Хорошее знание летчика, постоянное близкое общение с ним позволяют авиационному врачу не только следить за изменениями состояния его здоровья, но и принимать участие в определении психологической подготовленности летчика к полетам. Последнее имеет важное значение для обеспечения безопасности полета. Для этого необходимо детально изучать психологические и психофизиологические реакции летчика на полет не только в пред — и послеполетный периоды, но непосредственно в полете, в процессе летной нагрузки; участвовать в прослушивании радиообмена, докладов летчика; присутствовать на разборе полетов; беседовать с членами экипажа и летной группы, не говоря уже о детальных и доверительных беседах с самим летчиком.

Чтобы извлечь из всего этого максимум полезной информации, авиационный врач должен знать динамику психических состояний летчика в полете, возможные ее отклонения, уметь квалифицированно проанализировать их с позиций психопрофилактики, повышения психической устойчивости, предложить меры психофизиологической подготовки (тренировки). В этом один из путей повышения надежности работы летчика, профилактика ошибочных действий в полете.

Каждая профессия накладывает определенный отпечаток не только на характер, но и на внешний облик человека, его профессиональный портрет. Есть такой портрет и у авиационного врача, главной чертой которого, пожалуй, и является умение вести профилактическую работу, осуществлять психопрофилактический подход к летчику, к летному коллективу.

Профилактическая работа требует от авиационного врача, особых качеств. Это и неторопливость, и естественность поведения, это искренность и доброжелательность, располагающие к себе. Тактичность и разумный оптимизм, умение подстроиться к эмоциональному фону летчика и постепенно перевести его на нужный для профилактической беседы эмоциональный уровень, умение управлять беседой без какой-либо назойливости, направлять ее на нужную тему. Все эти качества и навыки требуют постоянной работы над собой, тренировки.

По каждому обсуждаемому вопросу, связанному с укреплением здоровья, с психофизиологией летной деятельности, авиационный врач должен проявить максимум компетентности и определенности, быть убедительным и последовательным в своих рекомендациях. Поэтому к каждой беседе надо обстоятельно готовиться, читать литературу, консультироваться со специалистами. Если летчик по данной теме осведомлен лучше, чем врач, достигнуть положительного эффекта нельзя. Не следует бояться сказать летчику: «Я этого не знаю». Опаснее притвориться знающим и упорствовать в своей неправоте ради «чести мундира».

Вся деятельность авиационного врача прямо или косвенно связана с обеспечением безопасности полетов. Помимо непосредственной заботы о здоровье и работоспособности летного состава, изучения причин и предпосылок к летным происшествиям, значительный участок работы в этом направлении составляет взаимодействие врача с командирами и политработниками, с лицами, участвующими в организации и руководстве полетами, специалистами, ответственными за системы жизнеобеспечения, спецснаряжение, парашютную подготовку, со всеми, кто непосредственно отвечает за безопасность полетов.

Отсутствие систематических контактов с указанными лицами, их недостаточная осведомленность о требованиях к состоянию здоровья и условиях эффективной деятельности летного состава могут приводить к неблагоприятным предпосылкам к летным происшествиям. При условии же тесных контактов врача с ведущими специалистами многие несоответствия в планировании, организации и обеспечения полетов могут быть своевременно устранены в процессе совместного обсуждения текущих вопросов. Естественно, что вмешиваться в работу других специалистов врачу части нетактично, да и невозможно по ряду соображений. Остается единственный путь неформального общения путем установления личных контактов, посещений на рабочем месте, дома, на отдыхе. Такие контакты должны быть регулярными и нацелены на выявление трудностей, которые могут, с одной стороны, повлиять на здоровье летного состава, с другой – затруднить его наземную подготовку, его деятельность в полете, отразиться на психологической готовности к полетам, режиме труда, отдыха и пр.

Для того чтобы в процессе беседы (и наблюдений) выявить угрожающие безопасности факторы, следует научиться избирательно и целенаправленно анализировать информацию, получаемую от всех групп лиц, обеспечивающих полеты.

Эффективность выявления тех или иных предпосылок, неблагоприятных обстоятельств или других косвенных опасностей для летной работы, имеющих отношение к врачебной компетенции, определяется не только авиамедицинской подготовкой авиационного врача, но так же как и в других областях медицины она зависит от остроты его врачебного мышления, присущего ему диалектического подхода к явлениям жизни и здоровья человека, привычки аналитически разбирать случаи заболеваний, детальности наблюдений, высокой настороженности врача и тщательности проверки им фактов и обстоятельств.

Благодаря своим профессиональным, методологически более обстоятельным подходам к анализу условий и особенностей лётной деятельности, влияющих на безопасность полетов, авиационный врач в состоянии внести творческий вклад в работу подразделений и отдельных должностных лиц, занимающихся планированием летной нагрузки, тренировками к особым случаям полета, жизнеобеспечением, спасением, физической подготовкой летного состава, обучением методам выживания после вынужденного приземления (приводнения).

Уровень всей этой работы, ее эффективность зависят не только от знаний и профессиональной подготовки врача, но, прежде всего, от умения правильно строить свои взаимоотношения с другими специалистами, от глубины контактов с ними и взаимного доверия.

Целенаправленные взаимосвязи с этими лицами, постоянное общение с лётчиками, знание их служебных, бытовых и семейных проблем, забота о здоровье детей и близких летчика дают врачу богатый материал для выявления причин, осложняющих жизнь летчика, вызывающих беспокойство, озабоченность или тревогу. Данные этих наблюдений побуждают врача к активным действиям через командиров и политработников, по устранению организационных, бытовых и других неполадок, созданию оптимального психологического климата и условий на работе и дома, нормальных взаимоотношений в микрогруппах, между старшими и младшими, начальниками и подчиненными.

Стремясь к расширению своего общения, к углублению взаимосвязей со всеми членами авиационного коллектива, авиационный врач должен не только использовать индивидуальные формы работы, но не менее активно принимать участие в общественно-политической жизни части, входя в нужды и запросы личного состава, ближе узнавая их общественные, личные и служебные интересы.

Следует подчеркнуть, что вся профилактическая работа имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности полетов. Поэтому авиационный врач не может недооценивать это направление своей деятельности. Его советы и рекомендации, подчас малозаметные, оказывают положительное влияние уже в процессе общения с летным составом и другими специалистами, которые не всегда правильно оценивают значение человеческого фактора и вытекающих отсюда требований к обеспечению безопасности полетов. Однако, несмотря на такое положительное влияние, авиационный врач, выявляя со своей стороны текущие проблемы и трудности летной работы, постоянно анализируя и обобщая свои наблюдения, должен доводить их результаты до командования части и вышестоящих медицинских начальников, помогая тем самым повысить уровень обеспечения безопасности полетов.

Похожие статьи:

  1. Авиационный врач и летное здоровье Летчик как представитель героической профессии олицетворяет не только образец мужества,...
  2. Авиационный врач и его нравственный облик Сознавая свою ответственность перед обществом и коллективом, авиационный врач постоянно...
  3. О социальной и профессиональной активности авиационного врача Придавая исключительное значение моральному фактору в современной войне, роли в...

автор admin \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.