Янв 02

Приборы и органы управления самолета

В кабине современного самолета имеется большое количество приборов и оборудования различного назначения (пилотажные, пилотажно-навигационные приборы, приборы контроля работы силовой установки, радио — и радиолокационное оборудование, кислородные приборы и др.), рычагов управления, ручек, переключателей, кнопок, сигнализаторов, необходимых для управления самолетом, выполнения полетного или боевого задания и спасения при авариях. На последних типах самолетов имеется 250–300 различных приборов, переключателей и других устройств. Естественно, что наблюдение за всеми этими приборами и работа с оборудованием требуют от каждого члена экипажа большого внимания и опыта.

Приборы и оборудование в кабине размещаются с учетом характера деятельности летчика на важнейших этапах полета. Для того чтобы летчик мог сосредоточить свое внимание на основных приборах, эти приборы обычно располагают в легко доступных для наблюдения местах. Приборы, необходимость в пользовании которыми возникает редко, должны располагаться так, чтобы они не отвлекали летчика. Такие приборы следует оборудовать световой или звуковой сигнализацией, чтобы в нужный момент привлекать к себе внимание летчика.

В процессе многолетней практики установилась следующая схема размещения приборов: главные пилотажно-навигационные приборы (авиагоризонт, указатель скорости, высотомер, вариометр, компас, радиомагнитный компас) независимо от типа самолета располагаются на приборной доске слева и сверху; приборы, контролирующие работу двигателя, – в правой части приборной доски; приборы, контролирующие работу других агрегатов, – на панелях правого и левого бортов кабины.

Размещение и взаиморасположение приборов и оборудования в кабине должно быть стандартным на различных типах самолетов. Несоблюдение этого требования затрудняет процесс переучивания с одного типа самолета на другой, усложняет работу членов экипажа и может явиться причиной летного происшествия.

Приборная доска должна быть хорошо видна летчику. С этой целью она устанавливается под прямым углом к продольной оси самолета. Во избежание ушибов коленей расстояние между нижним краем приборной доски и уровнем подпедальных площадок должно быть не менее 45 см. Сами приборы не должны выступать из панели приборной доски.

В кабине многоместного самолета большая часть приборов и оборудования должна располагаться так, чтобы они находились под наблюдением штурмана, бортинженера и стрелка-радиста.

Форма, размеры и окраска авиационных приборов, градуировка их шкал должны позволять быстро и правильно считывать их показания. Приборы первостепенной важности (указатель скорости, высотомер, авиагоризонт, вариометр, часы и др.) имеют диаметр 8–10 см, а второстепенные – 6–8 см. Как показали научные исследования и практика, целесообразно окрашивать приборы в матовый черный цвет, а градуировку (деления) на шкалах небольших приборов наносить штрихами толщиной 0,8–1 мм, а на шкалах крупных приборов – штрихами толщиной 1,2–1,5 мм.

Сигнальные лампы наиболее рационально размещать компактными группами согласно их целевому назначению – аварийные, предупреждающие и уведомляющие сигналы. Аварийные сигнальные лампы должны быть красного цвета, предупреждающие – оранжевого, уведомляющие – зеленого. Для аварийных систем наиболее эффективными являются мигающие сигналы.

Ручка управления самолетом (штурвал) не должна закрывать приборы при любом ее положении. При полном отклонении ручки на себя расстояние между ее верхним концом и спинкой кресла должно быть не менее 35–38 см.

Основные органы управления самолетом, переключатели и тумблеры должны быть достаточных размеров, иметь удобную для работы ими форму, располагаться в легко доступных и хорошо видимых местах, а направление их отклонения по возможности должно совпадать с направлением движения самолета или соответствовать естественным рефлексам человека, т. е. чтобы, например, при нажатии левой ногой на левую педаль самолет разворачивался влево, на правую – вправо, а при перемещении ручки управления на себя самолет переходил в набор высоты (поднимал нос) , при отклонении от себя – снижался (опускал нос). Все действия органами управления должны быть простыми, удобными и не требовать больших усилий.

В течение полета летчик получает большой Объем информации, которую он должен быстро переработать и своевременно принять правильное решение. Однако возможности человека воспринимать и перерабатывать информацию не беспредельны. В полёте может создаться обстановка, когда у летчика не хватит времени для выполнения всех циклов такой сложной и строго последовательной психофизиологической деятельности, особенно на фоне утомления и психической напряжённости. Поэтому дальнейшее совершенствование рабочего места летчика должно облегчить ему восприятие и переработку информации, а также принятие решения и выполнение необходимых действий.

Одним из методов решения этой задачи является создание интегральных (комбинированных) приборов. В простейшем случае это – прибор с несколькими стрелками, каждая из которых показывает одну из групп взаимосвязанных параметров. Благодаря этому сокращается число индикаторных шкал на приборной доске и уменьшается время их обзора.

Еще большая продуктивность восприятия достигается применением комплексных навигационных и других систем (например, F-4), воспроизводящих картинное изображение обстановки и создающих как бы эффект непосредственного присутствия.

Системы могут быть оптико-электромеханического или телевизионного типа. В некоторых образцах таких систем необходимая для летчика информация проецируется на лобовое стекло кабины. При этом летчик не отвлекается от наблюдения за окружающей обстановкой. В других системах на телеэкранах дается изображение местности, соответствующее высоте полета. Точка в центре экрана показывает текущее положение самолета. Одновременно на экран выдается информация о скорости, высоте, курсе, расстоянии до очередного поворотного пункта маршрута или до конечного пункта маршрута (КПМ), запасе топлива, расстоянии, которое может пролететь самолет сданным запасом топлива, и др.

Не менее важным в деятельности летчика является этап переработки и оценки информации, принятия решения и выполнения соответствующих действий. На этом этапе основная нагрузка ложится на функции мышления. В целях облегчения процесса мышления создаются директорные (командные) приборы, которые освобождают летчика хотя и от простых, Но утомительных, а зачастую требующих определенных навыков логических и суммирующих операций. Директорный прибор показывает, что нужно делать летчику в данный момент, например убрать газ, выпустить шасси и т. д. Наибольшее применение директорные приборы получили в системе посадки.

Принцип действия таких приборов основан на автоматическом анализе показаний нескольких пилотажных приборов (авиагоризонта, высотомера, вариометра и др.), производимом по заданной программе бортовым счетно-решающим устройством.

Для разгрузки летчика в полете определенное значение имеют автоматические и полуавтоматические устройства, облегчающие управление самолетом.

Однако как бы ни были совершенны системы индикации и переработки информации, а также автоматического управления полетом, всегда нужно исходить из того, что человеку в системе управления самолетом или космическим летательным аппаратом принадлежит решающая роль. В сложных условиях полета только человек с присущим ему мышлением способен контролировать и изменять работу технических устройств или полностью взять управление полетом на себя.

Похожие статьи:

  1. Система автоматического управления (САУ) – основные моменты Прежде всего, следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, полная...
  2. Образ полета и неинструментальные сигналы Указанные неинструментальные сигналы играют сложную, противоречивую роль. С одной стороны,...
  3. Ошибки летчика, обусловленные конструктивными особенностями авиационной техники В авиационной практике часто встречаются ошибки, причины которых могут быть...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.