Янв 02

Перепады барометрического давления и их влияние на организм человека

В авиационной и космической медицине под перепадом барометрического давления принято понимать увеличение или уменьшение давления в окружающей воздушной среде. С физической точки зрения перепадом давления считают фактическую разницу между давлением в герметической кабине самолета или космического летательного аппарата и давлением вне ее, т. е. в окружающей среде, в каждый данный момент.

Увеличение атмосферного давления называется компрессионным перепадом, уменьшение – декомпрессионным. Воздействию декомпрессии летчик подвергается при подъеме на высоту, при аварийном нарушении герметизации кабины, при отказе двигателя (когда прекращается наддув кабины), во время барокамерных испытаний, воздействию компрессионного перепада – при снижении (пикировании). Когда самолеты имели негерметические кабины, сравнительно небольшие высоты полета (7000–8000 м) и малую скороподъемность, существенное влияние на организм летчика оказывал компрессионный перепад, так как на этих самолетах можно было достичь значительных вертикальных скоростей (а, следовательно, значительного и быстрого изменения барометрического давления) только на снижении. В современных же условиях, когда почти все самолеты оборудованы герметическими кабинами, имеют большую вертикальную скорость подъема и совершают полеты на высотах более 10 000 м, неизмеримо возросло значение воздействия на летчика декомпрессионного перепада.

Перепады барометрического давления характеризуются величиной, продолжительностью, скоростью и кратностью.

Под величиной перепада понимают разницу (в миллиметрах ртутного столба) между барометрическими давлениями в кабине самолета до и после ее разгерметизации. Например, если на высоте 15 000 м до разгерметизации кабины барометрическое давление в ней было 391, а после разгерметизации стало 91 мм рт. ст. (барометрическое давление на высоте 15 000 м), то величина декомпрессионного перепада на данной высоте будет равна 300 мм рт. ст.

Продолжительность перепада определяется временем, необходимым для полного выравнивания давления в кабине с давлением в окружающей атмосфере на определенной высоте полета. Продолжительность выражается в секундах или ее долях.

Скорость перепадаизменение давления в кабине самолета в миллиметрах ртутного столба за одну секунду. Скорость зависит от величины и продолжительности перепада. Например, если величина перепада 220 мм рт. ст., а продолжительность 10 с, то его скорость будет равна 22 мм рт. ст. в секунду. При одной и той же величине перепада, чем больше продолжительность перепада, тем меньше его скорость. Следовательно, чем меньше величина и больше продолжительность перепада, тем легче его будет переносить организм летчика.

Кратность перепада выражает отношение давления в кабине до ее разгерметизации к давлению в окружающей атмосфере, т. е. к установившемуся давлению в кабине после разгерметизации. Например, если разгерметизация кабины произошла на высоте 10 000 м при давлении в кабине 419 мм рт. ст., а барометрическое давление на этой высоте равно 199 мм рт. ст., кратность перепада будет составлять 419 : 199 = 2,1.

Декомпрессия может быть медленной и быстрой. Медленная декомпрессия практически наблюдается в каждом полете, так как в соответствии с принятым режимом давления для герметических кабин давление в них с подъемом до определенной высоты непрерывно понижается. Быстрая декомпрессия может наступить в результате аварийной разгерметизации кабины самолета на больших высотах. Этот вид перепада давления принято называть взрывной декомпрессией.

Похожие статьи:

  1. Дыхательный аппарат человека Человек является жителем Земли и не приспособлен для жизни за...
  2. Физиологические и инженерные требования к сверхзвуковому транспорту при М=13 J. N. Waggoner Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N 3,...
  3. Профилактические мероприятия Основными и наиболее эффективными средствами предупреждения явлений, связанных с кислородным...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.