Сен 08

Переносимость летчиками длительных перегрузок на центрифуге

Снижение переносимости перегрузок у летчиков, имеющих диагноз ВЛК, связано с недостаточными компенсаторными резервами, обусловленными развитием в организме патологического процесса. Это вызывает необходимость внедрения системы профессионального отбора для летчиков высокоманевренных самолетов с обязательным включением специального обследования на центрифуге лиц, имеющих отклонении в состоянии здоровья.

В этом случае, несмотря на положительные результаты клинико-физиологического обследования и успешного выполнения нагрузочных проб (велоэргометрии, воздействия умеренных степеней гипоксии, дыхания под избыточным давлением), снижение переносимости перегрузок выявляется как при однократном, так и при двукратном вращении на центрифуге (табл. 2.4).

Таблица 2.4.

Переносимость летчиками длительных перегрузок на центрифуге

Группы летчиков по состоянию здоровья Количество обследованных на центрифуге, % В том числе допущено к летной работе без ограничений, %
первично повторно при первичном обследовании при повторном обследовании
Здоровые 7,5 1,1 7,5 1,1
С заболеваниями мышцы сердца 18,1** 9,4** 13,7* 5,0*
С гипертонической болезнью 1 стадии и гипертензивными реакциями 2,6 0 2,6 0
С хроническими заболеваниями желудка и 12-перстной кишки 8,1 4,8 5,0 1,6
С заболеваниями ЦНС, включающими синдром вегето-сосудистой неустойчивости 3,8 2,5 1,3 1,3
В среднем по всем заболеваниям 11,4* 6,0* 5,9 2,9

Примечание. Достоверность отличий с группой здоровых лицс вероятностью ошибки:

*   – менее 0,05;

** – менее 0,01.

В группе здоровых лиц, не имеющих диагноза ВЛК, снижение переносимости отмечается редко, при двукратном обследовании на центрифуге — всего в 1,1% случаев.

Наиболее уязвимыми к воздействию перегрузок оказываются летчики с хроническими компенсаторными заболеваниями сердечной мышцы типа миокардиодистрофии и миокардкосклероза. При первом вращении на центрифуге сниженная переносимость перегрузок у летчиков этой группы наблюдается в 18% случаев, при повторном — в 9,4%. В качестве признаков снижения устойчивости на первый план выступают грубые нарушения сердечного ритма: групповая или политопная экстрасистолия, суправентрикулярная миграция ритма и другие нарушения возбудимости, проводимости и автоматизма сердечной мышцы.

При анализе результатов обследования на центрифуге летчиков, имеющих другие отклонения в состоянии здоровья, не обнаружено достоверных отличий от группы здоровых лиц. Особого внимания заслуживает летный состав с синдромом вегето-сосудистой неустойчивости. Снижение переносимости перегрузок у этой категории летчиков наблюдается в 40% случаев. Этот синдром достаточно надежно диагностируется с помощью электроэнцефалографии и пробы с декомпрессией нижней половины тела, которая предшествует вращению на центрифуге. Выявленное сжижение переносимости перегрузок у летчиков с вегето-сосудистой неустойчивостью лишь в 3,8% при первичном и в 2,5% случаев при повторном обследовании на центрифуге говорит о высокой информативности этой пробы.

Летный состав с отклонениями в состоянии здоровья в большинстве случаев хуже переносит воздействие перегрузок на центрифуге по сравнению с группой здоровых лиц.

Таким образом, среди летчиков с заболеваниями сердечнососудистой системы, допущенных к летной работе без ограничения, могут встречаться лица со сниженной переносимостью пилотажных перегрузок. В этой связи авиационному врачу при осуществлении динамического врачебного контроля в части необходимо проводить усиленное наблюдение за этими лицами с обязательной оценкой их индивидуальной устойчивости к перегрузкам [12].

Похожие статьи:

  1. Прогнозирование устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге Новое поколение самолетов-истребителей обладает высокими маневренными характеристиками, что требует большей...
  2. Влияние перегрузок на организм летчика Повышенные маневренные характеристики самолета и увеличение сложности и числа вариантов...
  3. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.