Дек 18

Методика психоневрологического обследования – 1

Многообразие и разносторонность действия факторов внешней среды на организм летчика в полете обязывают врача-эксперта при оценке функциональных возможностей организма исходить из основных положений о единстве организма с внешней средой, о роли коры больших полушарий головного мозга и ретикулярной формации в регуляции физиологических процессов и о влияний центральной нервной системы на развитие патологических процессов.

При решении практических вопросов психоневрологической экспертизы большое значение имеет целенаправленное изучение жалоб, анамнеза; особенностей высшей нервной деятельности и характерологических особенностей личности. Полученные при этом данные необходимо уточнять по служебным, производственным и медицинским характеристикам.

При медицинском отборе в авиацию анамнез собирается по следующей схеме:

– направленность на летное обучение (поступает в училище по собственному желанию, по примеру товарищей, направлен военкоматом и т. д.);

– жалобы;

– наследственность и семейные заболевания (здоровье родителей, братьев, сестер);

– развитие в детстве (своевременно ли начал ходить, говорить), не было ли невротических проявлений (ночного энуреза, снохождения, ночных страхов, заикания, припадков); выясняется также переносимость качания на качелях и каруселях, катания на лодке, танцев;

– школьный период (успеваемость, прилежание, поведение);

– трудовая деятельность;

– бытовые условия;

– половая жизнь;

– перенесенные болезни (выяснить наличие черепно-мозговой травмы, обмороков и припадков);

– травмы черепа (при каких обстоятельствах они получены, отмечалась ли при этом потеря сознания, тошнота, рвота, амнезии; применявшееся лечение и его исход);

– психотравмы и реакции на них;

– вредные привычки.

При освидетельствовании летного состава анамнез собирается по следующей схеме:

– жалобы: при наличии жалоб необходимо детализировать их в отношении времени появления, причин, развития; в какой мере болезненное состояние отражалось на выполнении летной работы, (применявшееся лечение и его результаты; помимо предъявленных жалоб необходимо спросить о головных болях, головокружениях, носовых кровотечениях, обморочных состояниях, припадках, черепно-мозговых травмах, степени работоспособности, сне, раздражительности, сердцебиениях, потливости;

– интоксикации: пищевые отравления, ТЭС, употребление алкоголя (с какого возраста и количество), курение;

– семейная жизнь: начало половой жизни, здоровье членов семьи; не было ли семейно-бытовых психотравм (взаимоотношения с женой, импотенция, развод, переживания по этому поводу);

– летный анамнез: добровольно ли избрал летную профессию или случайно, по совету товарищей или направлен по специальному набору; как усваивал теоретические предметы и летную практику в училище; как давалось переучивание на новую материальную часть (быстро освоил ее или отставал), как много получал провозных полетов; были ли летные происшествия и аварийные ситуации, их причины и исход; как сильно и длительно переживал их; как реагировал на аварийные ситуации и катастрофы товарищей; самочувствие в полете после аварий и катастроф (напряженность, неуверенность в материальной части, растерянность, страх); как переносил полеты раньше и как переносит в настоящее время (нет ли повышенной утомляемости, слабости, головокружений, тошноты; рвоты; неуверенности, напряженности, страха); отстранялся ли от летной работы, причины отстранения; поведение при сложных и трудных ситуациях (растерянность, торопливость, неуверенность); направленность на летную работу.

Важное значение при изучении анамнеза имеет выявление особенностей высшей нервной деятельности свидетельствуемого. При экспертизе функциональных заболеваний нервной системы это позволяет дать более четкий и ясный прогноз дальнейшей летной работы, а также уяснить этиологию и патогенез выявленного функционального заболевания.

Для определения силы корковых процессов предлагаются следующие вопросы: какова работоспособность (умственная и физическая); как скоро наступает утомление в полетах и при теоретических занятиях в настоящее время и до заболевания; исчезает ли утомление после сна, отдыха или остается, в чем оно проявляется; как преодолевал трудности и неудачи в профессиональной деятельности и в быту; вызывали ли они настойчивое стремление разрешать их или порождали сомнения, неуверенность, колебания, пассивность; каково поведение в опасных ситуациях: принимал правильные решения, сохранял самообладание или наступала растерянность, пассивность, совершал поступки, не соответствующие создавшейся ситуации.

Похожие статьи:

  1. Методика психоневрологического обследования – 6 Для уточнения диагноза и определения функциональных возможностей обследуемого могут использоваться...
  2. Методика психоневрологического обследования – 5 В условиях стационара объем и методы исследования при различных заболеваниях...
  3. Психологическая сущность специальных умений и навыков действий в аварийных ситуациях Психологическая проблема формирования специальных умений и навыков определена анализом поведения...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.