Сен 13

Медицинский контроль за летным составом при полетах на высокоманевренных самолетах-истребителях

Медицинский контроль за летным составом при полетел на высокоманевренных самолетах-истребителях имеет ряд особенностей. Они касаются своевременного выявления симптомов воздействия перегрузки.

На предполетных медицинских осмотрах особое внимание уделяется показателям сердечного ритма и артериального давления, осмотру кожных покровов (наличию мелкоточечных кровоизлияний в области живота, ягодиц, бедер), признакам нарушения вегетососудистой регуляции (гипергидрозу, тремору, игре вазомоторов).

Послеполетный медицинский осмотр проводится при жалобах со стороны летного состава после полетов с воздействием перегрузок свыше 7 ед. длительностью 10 с и более или с перегрузками более 7 ед. в течение двух дней подряд или двух полетов за одну летную смену. Обследование проводится через 0,5-2 ч после полета или на следующий день. Оно включает опрос о самочувствии в полете и после его выполнения; осмотр кожных покровов тела, особенно нижней половины; измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления по Короткову в положении сидя (после 5-минутного отдыха); анкетирование по методике САН; пробу Генчи (задержка дыхания на выдохе); трехступенчатую статоэргометрическую пробу.

Критерии оценки функционального состояния по ряду показателей приведены в табл. 4. 1. Признаками неполного восстановления после воздействия перегрузок (при отсутствии болезненного состояния) являются жалобы на усталость, нарушение сна, болевые ощущения, множественные внутрикожные кровоизлияния, тахикардия (более 90 уд./мин в покое), АД свыше 140/90 мм рт. ст. (при отсутствии заболевания артериальной гипертонией), лейкоцитоз более 9000, увеличение нейтрофилов свыше 65% или снижение лимфоцитов до 20% и менее при нормальной скорости оседания эритроцитов и температура тела.

У летного состава, систематически выполняющего полеты с перегрузками более 7 ед. (не менее 4-5 раз в месяц), ежемесячно берется кровь для клинического анализа и делается общий анализ мочи. Один раз в квартал проводится обследование, включающее статоэргометрическую пробу, электрокардиографию, пробу Генчи, спирометрию, анкетирование по методике САН. Обследование осуществляется не ранее чем через 2 суток после полетов с перегрузками более 7 ед. В случае выявления пониженного функционального состояния по методикам Генчи, САН и спирометрии выясняются причины этого явления. Летчикам, хорошо и удовлетворительно перенесшим статоэргометрическую пробу, назначают курс специальной физической тренировки, направленной на повышение устойчивости.

Таблица 4.1

Критерии оценки функционального состояния летчика

Методики обследования Значения

при утомлении

Оценки функционального состояния
неудовлетворительно удовлетворительно хорошо отлично
Анкетная методика САН, баллы 4 или снижение на 1 и более 4 4-4,9 5-6 6
Проба Генчи (время выдержки дыхания), с 20 или уменьшение на 10 и более 20 20-29 30-49 49
Трехступенчатая статоэргометрическая проба (интегральный показатель), отн. ед. 110 или увеличение на 30 и более 110 67-110 32-67 32

В настоящее время разработаны различные способы и средства повышения психофизиологических возможностей человека при перегрузках. Различают физические, физиологические и комплексные методы противоперегрузочной защиты.

К физическим методам относят закаливание организма, физическую тренировку, подготовку на центрифуге и систематическое выполнение полетов на пилотаж на самолете со спаренным управлением; мышечные и дыхательные; противоперегрузочные приемы; неспецифическое повышение устойчивости организма путем адаптации к гипоксии; применение фармакологических препаратов целенаправленного действия и отбор высокоустойчивых лиц к полетам с большими перегрузками.

Комплексные методы состоят из различных сочетаний физических и физиологических методов.

Все эти методы, и особенно комплексные, являются высокоэффективными, позволяют в значительной степени повысить устойчивость и психофизиологические возможности человека при действии перегрузок, если они используются своевременно и рационально..

Однако при воздействии больших и длительных перегрузок с большим градиентом их нарастания в полетах на высокоманевренных самолетах усиливается степень выраженности неблагоприятных изменений психофизиологических функций и качества деятельности, нарушается привычная для летного состава последовательность развития расстройств различных физиологических систем, поведенческих реакций и жизненно важных функций. Даже такие грозные и опасные состояния, как временная утрата работоспособности и потеря сознания в полете на пилотаж, могут развиваться без предвестников (до появления серой или черной пелены) при перегрузках величиной от 3-4 до 10 ед. в зависимости от продолжительности их действия, индивидуальной устойчивости и особенностей применяемых средств и методов противоперегрузочной защиты. После прекращения действия перегрузок сумеречное помрачение сознания продолжается 10-15 с. Со стороны работоспособности при этом отмечаются три периода:

— абсолютной потери работоспособности, соответствующей времени потери сознания — 12-16 с в зависимости от величины перегрузки и градиента ее нарастания;

— относительной неработоспособности, которая продолжается 11-15 с и во время которой нарушена ориентировка в пространстве, а целенаправленные действия затруднены или невозможны;

— нормализации, во время которой человек становится активным, способным осуществлять контроль за состоянием параметров управляемого объекта и выполнять целенаправленные действия. Однако качество работы в течение нескольких десятков секунд снижено.

В период восстановления работоспособности после действия перегрузок в полете возможны неадекватные действия со стороны летного состава. В связи с этим следует отметить, что индивидуальная устойчивость к действию перегрузок и колеблется в чрезвычайно широком диапазоне. Это заставляет относиться с большой осторожностью ко всякого рода средним показателям устойчивости человека, к действию перегрузок и к техническим решениям (автоматическим ограничителям перегрузок в полете), созданный на этой основе. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают создание и внедрение в летную практику новых высокоэффективных методов повышения устойчивости летчиков к действию перегрузок и разработка способов и средств дли оказания помощи летчику даже в случае полной временной утраты работоспособности и сознания.

Опыт обеспечения полетов в процессе переучивания летчиков на новые самолеты, необходимость длительной отработки навыков боевого применения (в течение 10-15 ч) и невозможность планомерной подготовки к полетам на новых самолетах при существующей системе организации тренировок подтверждают целесообразность совершенствования наземной подготовки летчиков.

В целях сокращения сроков освоения техники пилотирования и повышения эффективности боевого применения высокоманевренных самолетов и обеспечения безопасности полетов с воздействием пилотажных перегрузок свыше 6 ед., больших угловых и кориолисовых ускорений в сочетании с пониженной гравитацией летному составу рекомендуется:

— проведение специального профессионального и медикопсихологического отбора и освидетельствования с учетом уровня подготовки, мотивации, направленности на летную работу, возраста, состояния здоровья и индивидуальной переносимости комплекса действующих физических факторов в полете;

— отработка навыков боевого применения на самолетном тренажере, оборудованном системой имитации перегрузок путем упражнений и тренировок по программе, созданной с учетом психофизиологической структуры и особенностей деятельности летчиков в реальных полетах;

— проведение ознакомительных тренировок на центрифуге или учебно-боевом самолете с воздействием соответствующих перегрузок;

— освоение физиологических приемов (способов) повышения устойчивости к действию перегрузок и вестибулярных раздражений в полете;

— отработка навыков дыхания применительно к действию перегрузок путем создания давления воздуха в камерах ППК во время наземных тренировок;

— расширение спортивных баз строевых частей и улучшение централизованного снабжения их соответствующим спортивным инвентарем, тренажерами;

— систематическое проведение занятий на общей и специальной физической подготовке для повышения выносливости и индивидуальной устойчивости к действию перегрузок (ускорений) и усиление медицинского контроля при этом для разработки предложений по планированию индивидуальных нагрузок с учетом их переносимости.

Дальнейшее повышение эффективности медицинского обеспечения полетов при переучивании на новых самолетах может быть достигнуто на основе:

— специальной теоретической и практической подготовки авиационных врачей строевых частей по вопросам психофизиологических особенностей деятельности и методов подготовки летчиков в процессе освоения новой техники путем организации соответствующих учебно-методических сборов в течение 7-10 дней;

— проведения дополнительных медицинских мероприятий на этапе подготовки к переучиванию и расширения методов оперативного медицинского контроля за летным составом в процессе производства полетов.

Важнейшее значение для оптимизации подготовки летчиков в процессе освоения высокоманевренных самолетов имеет индивидуализация полетных заданий, летных нагрузок, программ к методов подготовки с учетом переносимости полетов и успешности формирования новых летных навыков к умений.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Прогнозирование устойчивости летчиков к большим перегрузкам на центрифуге Новое поколение самолетов-истребителей обладает высокими маневренными характеристиками, что требует большей...
  3. Влияние перегрузок на организм летчика Повышенные маневренные характеристики самолета и увеличение сложности и числа вариантов...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.