Янв 02

Кресло летчика кабины самолета

Кресло летчика является центральной установкой кабины самолета. Оно имеет спинку, сиденье, по форме напоминающее чашу, заголовник и подлокотники. Относительно кресла располагаются и монтируются все приборы, специальное оборудование, рычаги управления самолетом и т. д.

Кресло должно удовлетворять следующим требованиям: отвечать характеру работы данного члена экипажа, соответствовать размерам тела, обеспечивать удобство управления самолетом, работы с оборудованием, а также наблюдения за воздухом и приборами, не вызывать излишнего утомления, способствовать повышению устойчивости организма к воздействию ускорений, обеспечивать возможность надежного и безопасного покидания самолета.

Удобное для работы положение летчика, при котором он испытывает наименьшее мышечное напряжение и легче переносит воздействие перегрузок (ускорений), показано на рис. 16. Как видно из рисунка, в этом случае его туловище должно быть несколько отклонено назад. Наиболее рациональным считается отклонение на угол 16–18°.

Ширина сиденья кресла рассчитывается по максимальной ширине таза человека с учетом некоторого запаса на одежду. В среднем она равна 40–45 см. Чаша сиденья обычно имеет глубину 38–40 см. Если сиденье приспособлено под парашют, то размеры и форма чаши должны соответствовать размерам и форме сложенного парашюта. На самолетах некоторых типов парашют помещается за спинкой кресла в специальном контейнере.

Форма спинки кресла должна способствовать правильному положению позвоночника, а высота и ширина спинки – обеспечивать удобное положение летчика в кресле. Сиденье, спинку и заголовник рекомендуется покрывать мягким амортизирующим материалом, чтобы придать креслу более удобную для летчика форму и устранить давление металлических частей на его тело.

Рис. 16. Рациональное положение летчика в кресле самолета

Высота сиденья относительно пола кабины и расстояние от педалей до сиденья регулируются в зависимости от роста человека. Ноги во время полета должны быть несколько согнутыми в коленях. Это предотвращает быстрое утомление и нарушение кровообращения.

На самолетах с большой продолжительностью полета кресла членов экипажа должны быть максимально удобными не только для работы, но и для кратковременного отдыха в полёте.

Большинство военных самолетов оборудовано катапультируемыми креслами для покидания в аварийных случаях. Управление катапультированием должно производиться с помощью одного агрегата, приводимого в действие одним движением руки при незначительном усилии. Это одно из важнейших требований, предъявляемых к устройству таких кресел.

Катапультируемые кресла должны иметь устройства, защищающие человека от воздействия встречного потока воздуха при покидании самолета на больших скоростях, а также стабилизирующие приспособления, предотвращающие вращение кресла в воздухе.

Кресло каждого члена экипажа имеет привязную систему, состоящую из привязных плечевых и поясных ремней и замка. Ширина ремней 60 мм. Длина их регулируется по росту человека. Привязные ремни, удерживая летчика на сиденьи, предохраняют его от ушибов о приборную доску и другие детали кабины при резком торможении (посадка на фюзеляж) и отрицательных перегрузках (полет на спине). Плечевые ремни прочно прикрепляются к спинке сиденья на уровне лопаток, а поясные ремни – на уровне крестца. Они не должны стеснять движений летчика. Запорная часть замка привязных ремней захватывает все их концы. Замок должен просто и легко открываться и закрываться. Конструкция замка и привязных ремней на самолетах всех типов стандартная. В настоящее время большинство катапультируемых кресел оборудовано объединенной привязной системой, т. е. системой, составляющей единое целое с подвесной системой парашюта.

Похожие статьи:

  1. Универсальное портативное кресло вращения для исследования возбудимости вестибулярного анализатора и его взаимодействия с другими анализаторамичеловека В. С. Фомин Кресло вращения обеспечивает практически любые условия угловых...
  2. Катапультирование вверх – избежание неблагоприятных последствий Во избежание неблагоприятных последствий при катапультировании рекомендуется плотно фиксировать туловище...
  3. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.