Мар 11

Краткая физическая характеристика ускорений

Известно, что прямолинейное движение с установившейся скоростью никакого физического воздействия на человека не оказывает. Однако на практике скорость передвижения с использованием любого транспорта, в том числе и различных летательных аппаратов, не бывает постоянной. Она всегда изменяется как по величину, так и по направлению.

Изменение скорости по величине или направлению в единицу времени называется ускорением. Измеряется оно в м/сек2. Чаще всего за единицу измерения принимается ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/сек2 и обозначаемое буквой «g». Согласно первому закону Ньютона, ускорение возникнет лишь в том-случае, если к телу будет приложена внешняя сила. Ее величина равна произведению массы на ускорение (второй закон Ньютона). Действием этой силы и обусловлены наши ощущения, возникающие при ускорениях. Физические изменения в виде деформации тела связаны с действием не ускорения, а инерционных сил, равных по величине внешним силам, вызывающим ускорение, но имеющих противоположное направление. При криволинейном полете сила, вызывающая ускорение, как и само ускорение, имеет центростремительное направление. Летчик же в этот момент испытывает действие центробежных сил.

В авиации вместо термина инерционные (центробежные) силы применяют термин перегрузка. Однако перегрузка это не сила, а число, показывающее во сколько раз сила, вызывающая ускорение, превышает вес ускоряемого тела. В авиационной технике под перегрузкой понимается отношение подъемной силы крыла самолета к его весу в наземных условиях, точнее, отношение результирующей всех аэродинамических сил и тяги двигателя к весу самолета. Перегрузка не имеет размерности, поэтому она выражается в кратных величинах относительно веса ускоряемого тела. Например, при сообщении телу ускорения в 5 g перегрузка будет равна 5 ед (пятикратная).

Поскольку перегрузка по смысловому значению имеет более близкое отношение к инерционным силам и механическим изменениям, возникающим в ускоряемом теле, то целесообразно говорить о действии на организм перегрузки, а не ускорения. Перегрузка, как и инерционные силы, имеет противоположное ускорению направление. Так, при криволинейных полетах ускорение является центростремительным и относительно тела летчика направлено от таза к голове. Перегрузка в этом случае действует на летчика в направлении от головы к тазу, вдавливая его тело в сиденье (в литературе часто перегрузки, действующие в направлении голова–таз, обозначаются как положительные, а перегрузки в направлении таз– голова – как отрицательные).

В авиационной практике встречаются различные виды ускорений. Рассмотрим длительные ускорения, возникающие при пилотаже самолета:

–          прямолинейные;

–          центростремительные;

–          угловые;

–          ускорения Кориолиса (добавочное ускорение).

Похожие статьи:

  1. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...
  2. Особенности реакций человека, находящегося в свободной позе, на кратковременные ударные ускорения различного направления А. Ф. Коваленко, И. С. Васильев, Р. К. Кузмицкий, Л....
  3. Основные закономерности реакций организма на действие ударных перегрузок С. А. Гозулов Влияние ударных перегрузок на организм, прежде всего,...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.