Сен 26

Несколько замечаний относительно экспертной оценки, так называемых грыж Шморля. Одиночные небольшие узлы Шморля, как правило, имеют незначительное клиническое и экспертное значение. Под наблюдением находилось большое число лиц летного состава, у которых узлы Шморля сочетались с другими формами дегенеративно-дистрофических поражений. В указанных случаях узлы Шморля не имели самостоятельного клинического и экспертного значения. Однако множественные узлы Шморля, как правило, свидетельствуют о врожденной конституциональной неполноценности позвоночника. Функциональные возможности позвоночника у таких больных, несомненно, снижены и допускать их к полетам на истребителях нецелесообразно.

Известны наблюдения Кюммеля, из которых видно, что иногда узлы Шморля были причиной развития тяжелых посттравматических компрессионных переломов.

Мы также наблюдали случай, когда искривление позвоночника и наличие узлов Шморля, как можно предполагать, привели при последующем воздействии травмирующих факторов к снижению функциональной устойчивости позвоночника. Это произошло при вынужденной посадке истребителя «на одну ногу» без повреждения самолета, когда летчик получил травму позвоночника с тяжелыми морфологическими нарушениями.

Поэтому при экспертизе летчиков-истребителей, необходимо обращать внимание на различные дефекты позвоночника, которые могут снижать его устойчивость к воздействию травмирующих факторов. При наличии нескольких дефектов позвоночника следует оценивать их комплексно.

При допуске к летной работе на бомбардировщиках необходимо иметь в виду, что летный состав этих самолетов не подвергается воздействию перегрузок, но полеты на некоторых типах машин продолжаются в течение многих часов. Кроме того, в аварийных ситуациях летный состав бомбардировочной авиации бывает вынужден совершать катапультирование. Следовательно, при экспертизе летного состава бомбардировочной авиации у лиц с дегенеративно-дистрофическими поражениями позвоночника необходимо учитывать не только достаточную функцию позвоночника, но принимать во внимание также и степень выраженности морфологических нарушений.

С учетом высказанных замечаний и выносились экспертные решения, общие данные о которых представлены в табл. 4. Как видно из таблицы, из 82 обследованных летчиков бомбардировочной авиации 41 человек признан годным и ограниченно годным к летной работе. Что касается летчиков транспортной авиации, то из 99 обследованных 59 человек были признаны годными и ограниченно годными к летной работе. У некоторых из них морфологические изменения были выражены весьма незначительно (I стадия), поэтому они допускались к летной работе без ограничения. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что у 43 человек рентгенологические изменения могли быть отнесены ко второй и даже к третьей стадии выраженности. При осмотре у этих больных в ряде случаев отмечались заметные изменения конфигурации позвоночника и умеренные ограничения его подвижности. Наиболее важным критерием при оценке годности к летной работе являлось отсутствие болевого синдрома и неврологических нарушений.

Учитывая особенности летной работы на транспортных самолетах, представляется возможным использовать для этого лиц даже с выраженными морфологическими изменениями позвоночника при отсутствии у них грубых функциональных нарушений, болевого синдрома и неврологических расстройств.

Таким образом, у летного состава транспортной авиации значение морфологических изменений отходит как бы на второй план, а на первое место выступает функция позвоночника и наличие болевого синдрома.

Следует отметить, что наряду с общими данными клинико-рентгенологического исследования позвоночника при экспертной оценке всегда учитывалась также и соответствующая медицинская документация, в которой обычно отражались медицинские наблюдения за летным составом, переносимость различных видов полетов, появление болевого синдрома и прочее.

Правильность экспертной оценки при различных формах дегенеративно-дистрофических поражений позвоночника может быть проверена, прежде всего, самой жизнью, опытом, практикой. Общие данные о числе и сроках наблюдений за летным составом, который допускался к летной работе, продолжал ее и проходил повторные обследования в ЦНИАГ, приведены в табл. 5.

Таблица 5

Число и сроки наблюдений за лицами, допущенными к летной работе

Группы обследуемых

Количество обследованных

Длительность наблюдения

1 год

2 года

3 года

4 года

5-12 лет

Летчики истребительной авиации

31

15

7

2

2

5

Летчики бомбардировочной авиации

22

17

3

2

-

-

Летчики транспортной авиации

44

31

7

-

-

6

Штурманы

13

7

2

1

2

1

Прочие члены экипажа

4

2

-

-

-

2

Итого

114

72

19

5

4

14

Наблюдение за летным составом в течение длительного времени подтверждает правильность вышеизложенных общих принципов экспертизы. Летчики истребительной авиации (31 человек) хорошо переносили все виды летной нагрузки. Летчики транспортной авиации даже при наличии весьма выраженных морфологических изменений, но при отсутствии болевого синдрома и неврологических расстройств также успешно продолжали летную деятельность.

Важно подчеркнуть, что наблюдения за летным составом с дегенеративно-дистрофическими поражениями позвоночника показывают очень медленное нарастание морфологических изменений. Это дает основание рекомендовать проведение рентгенологических исследований позвоночника не ежегодно, а один раз в 3 – 4 года при отсутствии изменений со стороны общеклинических данных. На основании вышеизложенного можно заключить:

1. Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника у летного состава чаще отмечаются в возрасте 36 – 40 лет.

2. В генезе указанных заболеваний у летного состава на первое место выступает, значение острой и хронической травмы позвоночника. Имеет значение также фактор старения организма.

3. Посттравматический спондилез и остеохондроз у летного состава чаще локализуется в нижне-грудном и верхне-поясничном отделах, а наиболее типичной локализацией для возрастного деформирующего спондилеза и остеохондроза является нижне-поясничный отдел позвоночника.

4. Локальные и ограниченные формы посттравматического спондилеза и остеохондроза отличаются наиболее благоприятным течением и достаточной устойчивостью позвоночника к воздействию травмирующих факторов, что следует учитывать при экспертной оценке имеющихся морфологических изменений.

5. Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника у летного состава характеризуются весьма медленным и постепенным нарастанием морфологических изменений, поэтому летчикам истребительной авиации старше 36 лет, а также лицам, совершившим большое число парашютных прыжков, рекомендуется производить рентгенографию позвоночника один раз в 3 – 4 года.

Похожие статьи:

  1. Клиника и экспертиза дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника у летного состава — 5 В отличие от многих «наземных» профессий требования к состоянию здоровья...
  2. Клиника и экспертиза дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника у летного состава — 2 Аналогичные результаты получены также и при анализе материалов ЦВЛК. Из...
  3. Клиника и экспертиза дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника у летного состава — 3 Все случаи посттравматического спондилеза необходимо выделять в отдельную группу, так...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.