Сен 26

В отличие от многих «наземных» профессий требования к состоянию здоровья летного состава весьма высокие, так как полеты на современных самолетах требуют определенного запаса функциональных и компенсаторных возможностей со стороны различных органов и систем.

Указанное требование в полной мере относится и к состоянию позвоночника, который подвергается значительным нагрузкам, как в полетах, так и особенно при различных летных происшествиях.

Вместе с тем известно, что при дегенеративно-дистрофических заболеваниях позвоночника, даже протекающих скрыто, его функциональные возможности снижены, что может явиться одной из причин, затрудняющих успешное выполнение задания.

При экспертизе трудоспособности лиц с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями позвоночника многих «наземных» профессий на первый план выступает состояние функции позвоночника и меньшее значение придается морфологическим изменениям (А. Б. Райхман,. Н. С. Косинская). В то же время при ВЛЭ наряду с оценкой состояния функции обращается особое внимание и на наличие и степень выраженности морфологических изменений.

Особое значение морфологическим изменениям в позвоночнике придается при освидетельствовании летчиков истребительной авиации, для которых необходима не только полноценная функция позвоночника, но и большой запас его прочности, устойчивости ,к различного рода травматическим воздействиям.

Ниже приводятся данные экспертной оценки больных с различными формами дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника (табл. 4).

Таблица 4

Данные экспертной оценки больных с различными формами дегенеративно-дистрофических пооажений позвоночника

Группы обследуемых

Заключение ВЛК

Всего

годны без ограничения

ограниченно годны

негодны

Летчики истребительной авиации

55

32

74

161

Летчики бомбардировочной авиации

13

28

41

82

Летчики транспортной авиации

16

43

40

99

Штурманы

12

19

21

52

Прочие члены экипажа

3

6

17

26

Итого

99

128

193

420

Из табл. 4 видно, что почти половина всех обследованных при первом освидетельствовании была признана негодной к летной работе, другая часть – годной или ограниченно годной. Эти лица в последующие годы неоднократно обследовались в ЦНИАГ, что позволило проследить течение заболевания и оценить правильность вынесенных экспертных решений.

Непосредственной причиной вынесения решения о негодности к летной работе в большинстве случаев являлись не морфологические изменения, а в первую очередь наличие болевого синдрома или сопутствующих неврологических нарушений.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на тот факт, что решения о негодности больных этой группы выносились чаше на основании нескольких статей Расписания болезней, то есть при наличии сопутствующих заболеваний, значение которых нередко выступало на первый план.

Изучение сопутствующих заболеваний представляет интерес не только для решения экспертных вопросов, но имеет значение также и при общей клинической оценке дегенеративно-дистрофических поражений позвоночника. Необходимо отметить, что среди сопутствующих заболеваний наиболее часто наблюдались заболевания сердечно-сосудистой системы (атеросклероз аорты, атеросклеротический кардиосклероз, нейроциркуляторная дистония, гипертоническая болезнь), что не является случайным, а указывает на значение факторов старения организма в развитии дегенеративно-дистрофических поражений позвоночника.

Как видно из табл. 4, 227 человек (54,1%) с различными формами дегенеративно-дистрофических поражений были признаны годными или ограниченно годными к летной работе. Кратко остановимся на некоторых особенностях экспертной оценки этой группы больных.

При экспертизе летчиков истребительной авиации, страдающих дегенеративно-дистрофическими поражениями позвоночника, учитывались не только функциональные нарушения, но также и выраженность морфологических изменений. Большинство из них имело первую стадию морфологических изменений, однако нередко наблюдалась и вторая стадия.

Располагая значительным числом собственных наблюдений, указывающих на благоприятное течение посттравматического спондилеза и остеохондроза, а также учитывая анализ литературных данных, при экспертной оценке морфологических изменений в течение последних лет мы всегда выделяли отдельно группу больных с указанным видом спондилеза и остеохондроза. При отсутствии у них болевого синдрома и корешковых явлений, при правильной конфигурации и отличной динамической функции позвоночника мы считаем возможным допускать таких лиц к летной работе на самолетах истребительной авиации даже при наличии у них второй стадии рентгенологических изменений.

Указанное исключение справедливо только для посттравматического спондилеза и остеохондроза. Во всех остальных случаях при наличии второй стадии морфологических изменений функциональные возможности позвоночника значительно снижены и поэтому лиц с подобными формами поражения нецелесообразно допускать к полетам на самолетах истребительной авиации.

Похожие статьи:

  1. Клиника и экспертиза дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника у летного состава — 1 Кандидат медицинских наук В.А. Карелин, Н.С. Ивлев, Н.В. Орлов, М.Г....
  2. Клиника и экспертиза дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника у летного состава — 6 Несколько замечаний относительно экспертной оценки, так называемых грыж Шморля. Одиночные...
  3. Клиника и экспертиза дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника у летного состава — 2 Аналогичные результаты получены также и при анализе материалов ЦВЛК. Из...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.