Окт 04

У обследуемых, не имевших ложных ощущений в полете, не удавалось вызвать экспериментальную иллюзию импульсным током указанной интенсивности, или она была кратковременной при 1,5 – 3,0 ма.

При сопоставлении результатов исследования по всем изложенным методическим приемам наметилась некоторая общность реакций у определенных групп лиц. Так, лица с повышенной чувствительностью к импульсному току и экспериментальной иллюзии крена, как правило, плохо переносили вращение в комбинации с балансированием на неустойчивой опоре и оптокинетические раздражения. Сопоставляя данные исследования с анамнестическими, можно было убедиться, что именно у этих лиц очень легко возникали иллюзорные ощущения в полете и, что особенно важно, иллюзии, будучи по характеру весьма тягостными, не исчезали при попытках избавиться от них теми или иными способами. Не помогало и фиксирование внимания на приборах.

Таким образом, у этой группы лиц (26 человек) выявлялась определенная физиологическая особенность: повышенная вестибулярная чувствительность при слабом тормозном влиянии зрительного анализатора на вестибулярный. В качестве примера можно привести группу летчиков (К-ун, З-кий, С-ин), которые поступили в ЦНИАГ по поводу часто возникающих и длительно продолжающихся различных иллюзий пространственного положения в полете. У них была выявлена повышенная чувствительность к экспериментальной иллюзий крена и низкий порог чувствительности вестибулярного аппарата к импульсному току(0,5 – 1 ма); длительное восстановление равновесия (за 32 – 102 сек) с потерей ориентировки в пространстве при вращении и последующем переводе на неустойчивую опору; значительный период последействия оптокинетической иллюзии движения (40 – 48 сек). По-видимому, в механизме иллюзий у летчиков данной группы важную роль играли особенности физиологического взаимодействия анализаторов пространства, выражающиеся в изменении порогов чувствительности одних анализаторов (в частности вестибулярного) под влиянием ослабления тормозных воздействий со стороны других (зрительного, двигательного).

Мы полагаем, что в отношении таких лиц необходимо ставить вопрос о их профессиональной годности.

Существенное отличие свойственно летчикам другой группы (11 человек), для которых характерен низкий порог чувствительности к импульсному току (0,5 – 1 ма), нормальный или повышенный порог к экспериментальной иллюзии крена, непродолжительное время восстановления равновесия на неустойчивой опоре после вращения (0 – 30 сек), кратковременный период последействия оптокинетической иллюзии (4 – 5 сек). Они быстро укачиваются в условиях эксперимента с закрытыми глазами, а раздражение зрительного и двигательного анализаторов (балансирование), напротив, способствует торможению экспериментальных иллюзий. Анамнестические данные находятся в соответствии с результатами экспериментов: иллюзии в полете могут быть произвольно заторможены не только тогда, когда в поле зрения летчика попадают наземные ориентиры, но даже при фиксировании взгляда на источнике света внутри кабины.

Наглядными в этом отношении являются результаты обследования летчика В-ва, который подавлял иллюзии в полете фиксированием взгляда на сигнальной лампочке. В данном случае существенным фактором, определяющим патогенез иллюзий в полете, следует считать повышенную чувствительность вестибулярного анализатора при относительно высоком тормозном влиянии на него со стороны зрительного анализатора.

Дополнительными данными, позволяющими уточнять тормозное влияние зрительного анализатора на вестибулярные реакции, являлись результаты исследования оптокинетической иллюзии движения. Длительный период последействия оптокинетического раздражителя (6 – 50 сек) свидетельствует о слабом, а короткий (0 – 5 сек) – о сильном тормозном влиянии зрительного анализатора.

Для летчиков двух описанных групп имеют значение также результаты вращательных проб, на неустойчивой опоре при оценке тяжести ложных ощущений, возникающих в полете. Отмечено, что у лиц с тягостными и стойкими пространственными нарушениями: вестибулярного происхождения равновесие после вращения не восстанавливается длительное время (в течение 35 – 102 сек). К этому нередко присоединяется ощущение, полной дезориентации в пространстве.

Похожие статьи:

  1. К вопросу о комплексной вестибулометрии в целях врачебно-летной экспертизы — 2 Значительную ценность представили данные, характеризующие особенность взаимодействия вестибулярного и зрительного...
  2. Продолжительность иллюзии (Изучение взаимодействия анализаторов и разработка мер профилактики вестибулярных расстройств. —...
  3. К вопросу о роли вестибулярного аппарата в происхождении иллюзорных ощущений, возникающих у летчиков в полете — 2 Из других методов исследования вестибулярного анализатора проводились: испытание на качелях...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.