Окт 03

Кандидат медицинских наук И.И. Брянов, И.А. Сидельников

Известно, что у многих летчиков в различные периоды профессиональной деятельности возникают те или иные нарушения пространственной ориентировки. Чаще наблюдаются иллюзорные ощущения пространственного положения, снижающие качество выполнения полетного задания. По данным зарубежных авторов, потеря пространственной ориентировки в полете в 14% случаев является причиной летных происшествий (Бендинг, Ньютолл, Сэнфорд, 1959).

Между тем экспертиза лиц, у которых в полете возникают иллюзорные ощущения пространственного положения, является наиболее трудной, так как до сих пор отсутствуют достаточно эффективные методы исследования, позволяющие вскрыть механизм этих нарушений. Вот почему изучению расстройств пространственной ориентировки и изысканию новых методов своевременного распознавания и предупреждения их развития уделяется большое внимание. Нами обследована группа летного состава, имеющего в анамнезе иллюзорные ощущения. Всего было обследовано – 66 летчиков: 55 летчиков истребительной, 7 – бомбардировочной и 4 – транспортной авиации. Иллюзии пространственного положения в анамнезе отмечались у 46 человек, крена – у 27 человек, вращения самолета – у 5 человек, перевернутого полета – у 9 человек, набора высоты – у 3 человек, полной дезориентации в пространстве – у 1 человека и зрительная иллюзия – у 1 человека. Из общего количества обследованных летчиков 20, человек поступили в госпиталь в связи с возникновением иллюзорных ощущений в полете, 26 человек госпитализировано по другим причинам, но в анамнезе у них также отмечалось появление ложных ощущений в полете. Контрольная группа включала 20 летчиков, у которых не отмечалось иллюзорных ощущении в полетах.

Обследование проводилось с помощью методических приемов, основанных на взаимодействии анализаторов (Военно-медицинский журнал, №10, 1962). Кратко эти методические приемы сводятся к следующему:

1. Определение способности обследуемого удерживать равновесие с закрытыми глазами на специальном качающемся кресле с неустойчивой опорой и выявление в этих условиях порога вестибулярной чувствительности к импульсному току. Площадь неустойчивой опоры кресла позволяла обследуемому сохранять равновесие с закрытыми глазами в течение 30 сек.

2. Определение порога экспериментальной иллюзии крена и степени ее торможения посредством фиксирования взгляда на неподвижном зрительном объекте. Критерием являлась сила импульсного тока, применяемого для раздражения вестибулярного аппарата. Порог экспериментальной иллюзии определялся следующим образом: обследуемый на кресле с неустойчивой опорой фиксировал взгляд на светящейся лампочке, расположенной на уровне глаз на расстоянии 60 см. Импульсным таком производилось раздражение вестибулярного аппарата в течение 10 сек с целью получения суммирующего эффекта раздражения. По истечении этого времени одномоментно выключался импульсный ток, гасилась лампочка, а обследуемый закрывал глаза. При этом регистрировалось субъективное ощущение крена и появление двигательной реакции падения (потеря равновесия) в сторону раздражаемого вестибулярного аппарата. Если пороговая величина силы тока оказывалась недостаточной для появления иллюзии, то она увеличивалась, но не более чем до 3 ма.

С помощью этой пробы определялось минимальное значение раздражителя (в данном случае силы тока), вызывающего иллюзорное ощущение, а сопоставление двигательных реакций на импульсный ток с открытыми и закрытыми глазами позволяло оценивать степень тормозного влияния на вестибулярный аппарат со стороны зрительного анализатора.

3. Исследование на вращающемся кресле с неустойчивой опорой позволяло определять способность к восстановлению равновесия после дозированного раздражения вестибулярного аппарата в условиях балансирования. Эта проба предназначалась для выявления способности торможения вестибулярных реакций со стороны двигательного анализатора в условиях искусственного нарушения функциональной взаимосвязи анализаторов пространственной ориентировки.

4. Для исследования особенностей протекания оптокинетической иллюзии движения применялся вращающийся цилиндр (высота его и внутренний диаметр 150 см) с нанесенными на внутренней поверхности под углом 60° к вертикали черными и белыми полосами (шириной 100 мм). Цилиндр подвешивается на кронштейнах (20 см от пола) и вращается электромотором со скоростью 136 град/сек. Освещенность полос составляет 50 лк. Обследуемый усаживается на стул в центре цилиндра и смотрит на полосы во время вращения. Для записи нистагма у наружных углов глаз крепятся серебряные электроды. Регистрация осуществляется на чернильно-пишущей установке электроэнцефалографа. На появление и исчезновение иллюзии движения обследуемый отвечает нажатием кнопки, которое фиксируется на ленте энцефалографа. Объективно регистрации, подлежали двигательные (нистагм, движения туловища) и вегетативные реакции (пульс, дыхание). На основании словесных отчетов обследуемого давалась подробная характеристика сенсорным реакциям.

Похожие статьи:

  1. Продолжительность иллюзии (Изучение взаимодействия анализаторов и разработка мер профилактики вестибулярных расстройств. —...
  2. К вопросу о роли вестибулярного аппарата в происхождении иллюзорных ощущений, возникающих у летчиков в полете — 3 У обследуемых, не имевших ложных ощущений в полете, не удавалось...
  3. К вопросу о роли вестибулярного аппарата в происхождении иллюзорных ощущений, возникающих у летчиков в полете — 2 Из других методов исследования вестибулярного анализатора проводились: испытание на качелях...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.