Сен 29

К.К. Иоселиани

Процесс управления современными летательными, аппаратами (реактивными и ракетными самолетами, космическими кораблями) характеризуется исключительно высоким психическим напряжением. Динамика ситуации полета отличается такой стремительностью; что в ряде случаев человек не успевает за темпом событий и вынужден выполнять свою работу в условиях жесткого дефицита времени. Проблема деятельности человека в условиях дефицита времени является одной из наиболее сложных проблем современной психологии.

Авиационные психологи провели многочисленные экспериментальные исследования, в которых были подвергнуты анализу преимущественно процессы зрительного восприятия более или менее сложных объектов (Б.С. Алякринский, Ф.Д. Горбов, Н.В. Зимкин, И.А. Камышов, Ю.А. Петров, К.К. Платонов, Н.А. Эппле, Гератеволь) и сравнительно простые двигательные реакции (С.Г. Геллерштейн, А.М. Пиковский, К.К. Платонов, Б.Л, Покровский, М.Ф. Пономарев). Однако эти исследования решали частные вопросы и для практики профессионального отбора и врачебной экспертизы летного состава значения не имели.

В настоящем исследовании мы изучали высшие корковые функции человека в условиях дефицита времени и при воздействии на обследуемого различных факторов внешней среды, характерных для полетов на самолетах современных типов.

Задание заключалось в выполнении арифметических действий, сложения и вычитания цифр черного и красного цвета, которые последовательно с различной скоростью предъявлялись обследуемому в специальном приборе. В каждом эксперименте обследуемый должен был работать по двум инструкциям. По одной из них он складывал все черные цифры и вычитал красные, а по второй, наоборот, суммировал красные и вычитал черные. От одного способа работы к другому он переходил без перерыва по специальному сигналу.

В зависимости от индивидуальных особенностей обследуемых и степени негативного влияния на них различных факторов устанавливался тот или иной темп подачи цифр.

В работе были использованы три темпа подачи раздражителей: первый – одна цифра в 1 сек; второй – одна цифра в 1,5 сек и третий– одна цифра в 2 сек.

В качестве факторов-помех использовались: центробежное ускорение в 5 – 7g; гипоксия, соответствующая высоте 5000 м; вибрация частотой 50 – 70 гц и амплитудой 0,4 мм в комплексе с шумом в 90 дб; дыхание кислородом под избыточным давлением в 150, 250 и 300 мм вод. ст., что соответствует величинам избыточного давления, создаваемым кислородными приборами на высотах 12 800, 13 300 и 14 000 м.

Экспериментальное задание, несмотря на его внешнюю простоту, по праву можно рассматривать в качестве/модели психической деятельности человека, управляющего скоростным летательным аппаратом. В самом деле, на современном этапе развития авиации, решая пилотажные и навигационные задачи, летчик пользуется в качестве сигнализационно-информационного источника многочисленными приборами, расположенными в кабине самолета.

К числу особенностей такого способа пилотирования в первую очередь следует отнести высокий темп и непрерывность психической деятельности летчика, что диктуется необходимостью в течение очень короткого промежутка времени принять большой объем приборной информации, обобщить ее в целях получения единого представления о текущей ситуации, вынести конкретное суждение о ней и реализовать его в исполнительный импульс. Другими словами, летчик должен непрерывно переключать внимание с одного прибора на другой, сохранять в памяти предварительно воспринятые показания нескольких приборов, периодически обобщать эти показания и корректировать их результаты в некоторое общее представление о режиме движения самолета. Он должен в одно и то же время воспринимать, запоминать, осмысливать и действовать.

В основе этой сложной психической деятельности летчика, как и любого другого вида деятельности человека, лежит динамика сложной функциональной структуры, характеризуемая признаками многоэтапности и многозначности (А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», 1962).

Исходя из изложенных положений, мы и приняли в качестве экспериментального задания операцию непрерывного счета в заданном темпе.

Обследуемый должен был непрерывно переходить от одного раздражителя к другому, учитывать его специфику (цвет) и, удерживая в памяти общий результат предыдущей деятельности (сумму – разность предшествующих чисел), изменять его с предъявлением каждой новой цифры. Выполняя эго задание в высоком, иногда практически недоступном ему темпе, обследуемый оказывался в ситуации, аналогичной реальному полету.

Необходимо было проанализировать влияние на деятельность летчика различных факторов полета. Литературные данные, касающиеся характера этих влияний на человека, исключительно противоречивы и, как правило, относятся к таким видам психической деятельности, реализация которых не регламентируется фактором времени, что, по-видимому, в значительной степени и искажало результаты экспериментов за счет мобилизации различных компенсаторных механизмов.

В наших экспериментах такая мобилизация компенсаторных механизмов практически исключалась. Обследуемые не могли привлечь для улучшения качества выполнения задания дублирующие, вспомогательные средства и тем самым замаскировать нарушение высших корковых функций, темп которых навязывался условиями эксперимента и всегда удерживался у границы их возможностей.

По принятой нами методике непрерывного счета в заданном темпе всего обследовано 475 лиц летного, и нелетного состава.

В результате обработки экспериментального материала оказалось, что полученные данные обладают полной статистической достоверностью. Это позволяет остановиться несколько более подробно на результатах отдельных серий экспериментов:

1. Сложные психические процессы в условиях дефицита времени в обычных условиях

2. Сложные психические процессы в условиях воздействия ускорений

3. Сложные психические процессы в условиях воздействия гипоксии

4. Сложные психические процессы в условиях воздействия вибрации

5. Сложные психические процессы в условиях дыхания под избыточным давлением кислорода

Похожие статьи:

  1. Ошибки летчиков как результат психических состояний – продолжение В авиационной медицине условно выделяют следующие группы психических состояний в...
  2. Ошибки летчиков как результат психических состояний – начало Понятие психического состояния включает все то, что в данный отрезок...
  3. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.