Сен 17

Функциональные пробы дыхательной системы

Функциональное состояние органов дыхания играет важную роль в обеспечении нормального газообмена во время физических напряжений, хотя величина потребления кислорода организмом в основном определяется функциональной способностью аппарата кровообращения и зависит также от дыхательной емкости гемоглобина крови. Поэтому многие из функциональных проб дыхательной системы по существу являются пробами аппарата кровообращения. Трудно разграничить области исследования функциональной способности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, так как они выполняют в основном одну и ту же функцию обеспечения тканей кислородом.

Из наиболее широко применяемых и доступных для войскового врача функциональных проб дыхательного аппарата являются пробы с повторным измерением жизненной емкости легких и с задержкой дыхания.

Проба с повторным измерением жизненной емкости легких

Жизненная емкость легких является показателем потенциальных возможностей дыхательного аппарата, так как глубина дыхания прямо пропорциональна ее величине.

Функциональная проба проводится путем четырехкратного измерения жизненной емкости легких с интервалами после каждого измерения в 15 сек. Обоснованием применения этой пробы служит возможность снижения жизненной емкости легких после повторных ее измерений в связи с утомлением дыхательных мышц. Утомление тем больше, чем слабее функция дыхательной мускулатуры. В норме при последовательном четырехкратном измерении определяются одинаковые или почти одинаковые величины жизненной емкости легких. Уменьшение их от одного измерения к другому свидетельствует о снижении функциональной способности дыхательного аппарата. Некоторое уменьшение жизненной емкости легких с помощью этой пробы отмечается у перетренированных лиц (в отличие от хорошо тренированных и даже малотренированных), а также у лиц с избыточным весом тела.

Проба с задержкой дыхания (без натуживания и с натуживанием)

Проба с задержкой дыхания является важным показателе функционального состояния дыхательной и особенно сердечно-сосудистой системы.

По данным экспериментальных исследований, проведенных сотрудниками Военного института физической культуры и спорта (1958 г.), следует, что летчики, хорошо физически подготовленные и более устойчивые к перегрузкам и факторам высотных полетов, могут дольше задерживать дыхание, чем плохо физически подготовленные и неустойчивые к этим факторам.

Проба с задержкой дыхания проводится без натуживаний и с натуживанием. Испытание в задержке дыхания без натуживания проводится так: обследуемый предварительно делает максимальный вдох и выдох, затем вновь глубокий вдох и задерживает дыхание на предельно возможное время, которое определяемся по секундомеру, Средняя продолжительность задержки дыхания у здоровых и хорошо физически тренированных летчиков составляет 55–65 сек. Здоровые, но физически нетренированные летчики, могут задерживать дыхание лишь в течение 40–45 сек, что является показателем пониженной устойчивости организма к недостатку кислорода.

Проба с задержкой дыхания при натуживании позволяет судить больше о функциональной способности сердца, чем о функциональном состоянии дыхательной системы. Как известно, во время задержки дыхания с натуживанием повышается внутригрудное давление. При этом вследствие сжатия легочных капилляров создается значительное сопротивление для работы правого желудочка сердца. Кроме того, приток крови к правому желудочку затрудняется и уменьшается (за счет повышения внутригрудного давления), соответственно понижается и приток крови в левый желудочек, в связи с чем систолический объем сердца уменьшается, а сокращения его становятся более частыми. Эти изменения в работе сердца тем более выражены, чем слабее сердечная мышца.

Проба с натуживанием проводится следующим образом. После подсчета пульса и определения кровяного давления обследуемому предлагают сделать максимальный выдох, затем глубокий вдох, далее, зажав одной рукой нос, выдохнуть воздух через твердую резиновую трубку, соединенную с обычным сфигмоманометром, создавая давление воздуха в нем, равное примерно половине силы максимального выдоха (средняя сила выдоха у здоровых летчиков составляет 100-150 мм рт. ст.). После этого обследуемый задерживает дыхание, напрягая дыхательные мышцы, при условии сохранения давления в сфигмоманомтре на постоянном уровне. Врач следит за тем, чтобы давление воздуха в сфигмоманометре поддерживалось постоянным за счет только дыхательных мышц, а не за счет напряжения щек или закрывания отверстия в трубке (языком или прикусыванием трубки). С начала натуживания и задержки дыхания до момента его прекращения каждые 5 сек подсчитывается пульс и один раз определяется кровяное давление. По окончании натуживания через каждые 10 сек подсчитывается пульс и определяется кровяное давление до момента возвращения к норме.

У лиц со здоровым сердцем в периоде натуживания пульс учащается в пределах 94–100 уд/мин, систолическое давление понижается на 20–30 мм рт. ст. После прекращения натуживания и задержки дыхания кровяное давление и пульс через 15–20 сек приходит к исходным данным.

При недостаточности сердечной деятельности отмечается более значительное снижение систолического давления (иногда до 40-50 мм рт. ст.), учащение пульса до 140–150 уд/мин и замедленное возвращение к исходным данным. У хорошо тренированных спортсменов наблюдается некоторое повышение систолического давления уже к концу натуживания и еще большее – непосредственно по его прекращении.

Средняя продолжительность задержки дыхания с натуживанием у летчиков, хорошо переносящих перегрузки, составляет 50–55 сек. Функциональное состояние дыхательной и сердечнососудистой систем летчиков, которые не могут задерживать дыхание более 35–40 сек, считается неудовлетворительным.

Определение силы дыхательных мышц

Для летчиков важное значение имеет укрепление силы дыхательных мышц, особенно при использовании кислородно-дыхательной аппаратуры обеспечивающей питание кислородом под повышенным давлением. При этом к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма предъявляются очень высокие требования. В частности, при дыхании кислородом под повышенным давлением большая нагрузка приходится на дыхательные мышцы во время выдоха, осуществление которого возможно только при условии преодоления значительного сопротивления.

Измерение силы дыхательных мышц производится с помощью обычного сфигмоманометра, к которому вместо трубки с манжеткой присоединяется трубка из твердой резины с мундштуком. Обследуемый после глубокого вдоха делает максимальный выдох в трубку сфигмоманометра, постепенно создавая в нем давление, без рывков во избежание разрыва ртутного столба.

По данным экспериментальных исследований Военного института физической культуры и спорта (1958), средняя сила выдоха, измеряемая величиной создаваемого при этом давления, у здоровых летчиков колеблется в пределах 100-150 мм рт. ст.

Похожие статьи:

  1. Дыхательная система Влияние ускорений на функцию внешнего дыхания определяется не только величиной...
  2. Дыхательный аппарат человека Человек является жителем Земли и не приспособлен для жизни за...
  3. Пилотажные перегрузки при дыхании чистым кислородом Современные самолеты-истребители способны выполнять маневренный воздушный бой на высоких скоростях...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.