Янв 02

Действие ускорения при аварийной посадке

При аварийной посадке, особенно с убранным шасси, длина пробега самолета из-за сильного торможения резко сокращается, следовательно и резко (иногда в течение десятых долей секунды) гасится скорость. В этом случае на летчика будет действовать отрицательное прямолинейное поперечное ускорение, очень часто достигающее нескольких десятков g.

Величину ускорения при аварийной посадке самолета можно рассчитать по формуле

где

v – посадочная скорость самолета;

S – длина пути самолета (тормозной путь);

g – ускорение силы тяжести.

Допустим, что самолет, имея v = 150 км/ч = 41 м/с, во время посадки на фюзеляж прошел S = 15 м. Тогда на летчика будет действовать ускорение

При той же посадочной скорости, но при S = 10 м ускорение увеличится до 8,4g; при S = 5 м оно будет равно 16,8g, а при S = 3 м – 28g. Если же самолет на скорости 150 км/ч встретится с препятствием и его путь практически станет близким к нулю, поперечное ускорение достигнет 84g, а при встрече на скорости 400 км/ч оно превысит 600g.

Исследования показывают, что поперечное отрицательное ускорение 5g, действующее в направлении грудь – спина в течение 7–10 мин, а 8g – в течение 2 мин, переносится испытуемыми без каких-либо заметных изменений в состоянии организма. То же наблюдается и при ускорении 12g, если туловище и голова хорошо фиксированы. Имеются сведения, что человек способен выдержать поперечное ускорение и большей величины. По зарубежным данным, поперечное ускорение, действующее в направлении грудь – спина или спина – грудь, постепенно увеличиваемое до 39g, к исходу 19-й секунды переносилось вполне удовлетворительно.

Сравнительно высокая устойчивость организма человека к воздействию поперечного ускорения объясняется тем, что оно направлено под прямым углом к крупным кровеносным сосудам и поэтому вызывает весьма незначительные изменения в системе кровообращения, которые не оказывают заметного влияния на деятельность центральной нервной системы и других жизненно важных органов.

Рис. 32. Схематическое изображение переломов позвоночника при перегрузке «спина – грудь»

При аварийных посадках иногда могут быть травмы головы в результате удара о приборную доску или другие части кабины. Неправильная поза летчика (в частности, наклон туловища вперед) может привести к повреждению позвоночника (рис. 32).

Профилактика повреждений головы и позвоночника при аварийных посадках сводится к правильному использованию привязных ремней, совершенствованию устройства привязной системы и кресла, необходимости применения защитной каски с амортизирующими приспособлениями в лобной части, обивке бортов и выступающих частей кабины мягким амортизирующим материалом, а также к такому размещению приборов, при котором они не выступали бы из приборной доски.

Похожие статьи:

  1. Повреждения позвоночника при воздействии ударных перегрузок на человека В. А. Корженьянц, Н. И. Фролов Действие ударных перегрузок во...
  2. Прямолинейные ускорения и их влияние на организм человека Прямолинейное ускорение возникает при изменении Скорости, не сопровождающемся изменением направления...
  3. Безопасность летчика при катапультировании и аварийной посадке Современные средства аварийного покидания и средства приземления экипажей летательных аппаратов...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.