Янв 02

Действие ускорения при аварийной посадке

При аварийной посадке, особенно с убранным шасси, длина пробега самолета из-за сильного торможения резко сокращается, следовательно и резко (иногда в течение десятых долей секунды) гасится скорость. В этом случае на летчика будет действовать отрицательное прямолинейное поперечное ускорение, очень часто достигающее нескольких десятков g.

Величину ускорения при аварийной посадке самолета можно рассчитать по формуле

где

v – посадочная скорость самолета;

S – длина пути самолета (тормозной путь);

g – ускорение силы тяжести.

Допустим, что самолет, имея v = 150 км/ч = 41 м/с, во время посадки на фюзеляж прошел S = 15 м. Тогда на летчика будет действовать ускорение

При той же посадочной скорости, но при S = 10 м ускорение увеличится до 8,4g; при S = 5 м оно будет равно 16,8g, а при S = 3 м – 28g. Если же самолет на скорости 150 км/ч встретится с препятствием и его путь практически станет близким к нулю, поперечное ускорение достигнет 84g, а при встрече на скорости 400 км/ч оно превысит 600g.

Исследования показывают, что поперечное отрицательное ускорение 5g, действующее в направлении грудь – спина в течение 7–10 мин, а 8g – в течение 2 мин, переносится испытуемыми без каких-либо заметных изменений в состоянии организма. То же наблюдается и при ускорении 12g, если туловище и голова хорошо фиксированы. Имеются сведения, что человек способен выдержать поперечное ускорение и большей величины. По зарубежным данным, поперечное ускорение, действующее в направлении грудь – спина или спина – грудь, постепенно увеличиваемое до 39g, к исходу 19-й секунды переносилось вполне удовлетворительно.

Сравнительно высокая устойчивость организма человека к воздействию поперечного ускорения объясняется тем, что оно направлено под прямым углом к крупным кровеносным сосудам и поэтому вызывает весьма незначительные изменения в системе кровообращения, которые не оказывают заметного влияния на деятельность центральной нервной системы и других жизненно важных органов.

Рис. 32. Схематическое изображение переломов позвоночника при перегрузке «спина – грудь»

При аварийных посадках иногда могут быть травмы головы в результате удара о приборную доску или другие части кабины. Неправильная поза летчика (в частности, наклон туловища вперед) может привести к повреждению позвоночника (рис. 32).

Профилактика повреждений головы и позвоночника при аварийных посадках сводится к правильному использованию привязных ремней, совершенствованию устройства привязной системы и кресла, необходимости применения защитной каски с амортизирующими приспособлениями в лобной части, обивке бортов и выступающих частей кабины мягким амортизирующим материалом, а также к такому размещению приборов, при котором они не выступали бы из приборной доски.

Похожие статьи:

  1. Повреждения позвоночника при воздействии ударных перегрузок на человека В. А. Корженьянц, Н. И. Фролов Действие ударных перегрузок во...
  2. Прямолинейные ускорения и их влияние на организм человека Прямолинейное ускорение возникает при изменении Скорости, не сопровождающемся изменением направления...
  3. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.