Янв 02

Действие прямолинейного ускорения при катапультировании

Катапультирование – принудительное выбрасываний летчика из кабины самолета вместе с креслом. При этом летчик, пролетев над килем самолета, попадает в зону, безопасную для раскрытия парашюта.

Необходимость катапультирования вызвана тем, что в случае возникновения аварийной ситуации на скорости полета более 500 км/ч физических усилий человека недостаточно для того, чтобы преодолеть встречный поток воздуха и самостоятельно выбраться из кабины самолета, а кроме того, если летчик в этом случае и оставит самолет, то его потоком относит на хвостовое оперение (рис. 23) и он получает повреждение.

Рис. 23. Относительные траектории движения летчика при покидании самолета на различных скоростях полета

При скорости полета 600 км/ч покинуть самолет без помощи катапультирования практически невозможно. Если принять, что летчик весит 70 кг, то, как показывают расчеты, при скорости самолета 800 км/ч сила давления воздушного потока будет превышать вес летчика в 44 раза, при скорости 1000 км/ч – в 67 раз и при скорости 1500 км/ч – в 155 раз.

Катапультные установки (кресла) дают возможность без применения усилий летчика быстро покинуть самолет при большом напоре воздуха. При этом летчик может катапультироваться и в случае ранения. Неблагоприятные исходы при катапультировании отмечаются редко и вызываются в основном причинами, не зависящими от устройства и действия системы катапультирования.

В настоящее время имеются самолетные установки для катапультирования вверх и установки для катапультирования вниз.

В результате исследований, выполненных советскими учеными (М. П. Бресткин, П. К. Исаков, В. И. Бабушкин, С. А. Гозулов, Э. В. Маруханян, И. А. Цветков), был определен характер воздействия катапультирования на организм летчика и дан ряд рекомендаций для разработки наиболее рациональных методов катапультирования и самих катапультных установок.

Похожие статьи:

  1. Физиологические и инженерные требования к сверхзвуковому транспорту при М=13 J. N. Waggoner Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N 3,...
  2. Безопасность летчика при катапультировании и аварийной посадке Современные средства аварийного покидания и средства приземления экипажей летательных аппаратов...
  3. Иллюзии пространственного положения Под иллюзиями пространственного положения понимаются ложные представления о положении самолета...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.