Мар 14

Центростремительные ускорения

Полеты самолетов-истребителей в большинстве своем криволинейные, то есть, связаны с возникновением центростремительных ускорений. Величина центростремительных ускорений прямо пропорциональна квадрату скорости полета и обратно пропорциональна радиусу разворота самолета. При нормальном пилотаже ускорение и сила, вызывающая его, направлены к центру вращения самолета, относительно тела летчика – от таза к голове. Центробежная же сила (перегрузка) действует на летчика в направлении от головы к тазу. В этих условиях возрастает вес тела и отдельных его частей. По мере увеличения перегрузки подобные изменения усиливаются. При ускорении 3 g затрудняется общая двигательная активность летчика, что может отрицательно сказаться на выполнении тонких координированных движений рулями управления; изменяется мышечное чувство, вследствие чего величина мышечного усилия, прилагаемого к рулям управления, возрастает; увеличивается при этом амплитуда движений ручкой управления и сектором газа.

При ускорениях величиной 4–5 g у большинства летчиков наступают заметные изменения в деятельности центральной нервной системы: вначале замедление скорости ответно-двигательных реакций, затем зрительные нарушения в виде серой пелены, сужение поля зрения и полное потемнение в глазах (черная пелена). Нарушение зрения, как правило, возникает на первых секундах действия ускорения предельной величины. Отмечаются случаи, когда при продолжении воздействия нарушенное зрение восстанавливается. Однако чаще вслед за нарушением зрения наступает обморок.

Известно, что при нарушенном зрении сознание еще сохраняется, и летчик способен реагировать на звуковые сигналы и управлять самолетом. Но симптом нарушения зрения – это сигнал, предупреждающий о достижении предельной величины ускорения. Поэтому при нарушении зрения летчик должен усилить мышечное напряжение (особенно мышц живота и нижних конечностей) и вывести самолет из режима перегрузки. В противном случае через несколько секунд может наступить обморок.

При энергичных маневрах самолетом с большими ускорениями промежуток времени между началом зрительных нарушений и возникновением обморочного состояния значительно укорачивается. Иногда этот временной интервал полностью отсутствует, и обморок наступает без предварительного нарушения зрения. Подобные расстройства наблюдаются у ослабленных лиц вследствие перенесенной болезни, после употребления алкоголя, переутомления, длительных перерывов в полетах на пилотаж, а также при полетах на голодный желудок.

В чем же причина возникновения у летчиков зрительных нарушений и обморочных состояний при ускорениях?

Результаты физиологических исследований позволяют считать, что указанные изменения обусловлены временным гипоксическим состоянием центральной нервной системы, вызванным нарушением кровоснабжения головного мозга. Действие перегрузки на летчика в направлении голова–таз, то есть по ходу крупных кровеносных сосудов тела, приводит к перемещению крови в сосуды, расположенные ниже сердца. Этому способствует ряд дополнительных факторов.

Известно, что увеличение веса крови, как и других органов и тканей, находится в прямой зависимости от величины перегрузки. Например, при перегрузке 7 ед кровь становится такой же тяжелой, как и железо. Имея слабое сцепление со стенками сосудов, она в значительно большей мере смещается по вектору перегрузки, чем другие органы, скапливаясь в расширенных сосудах брюшной полости и нижних конечностей. Отток «утяжеленной» крови из этих областей тела к сердцу затруднен, вследствие чего кровенаполнение его полостей уменьшается, соответственно уменьшается и объем крови, выбрасываемой сердцем при сокращении.

Чтобы поддержать кровяное давление на необходимом уровне и обеспечить снабжение жизненно важных органов кровью, и, в первую очередь, головной мозг, сердце начинает чаще сокращаться. При этом включаются и другие механизмы, оказывающие помощь сердечнососудистой системе. Наиболее важное значение из них имеет повышение тонуса скелетной мускулатуры, особенно мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Вот почему при действии ускорений рекомендуется напрягать данные мышцы. С помощью этого приема создаются условия, ограничивающие перемещение крови в сосуды нижней половины тела и облегчающие ее возврат к сердцу. Все это в конечном итоге приводит к нормализации кровообращения и улучшению кровоснабжения головного мозга. Последнее и лежит в основе повышения устойчивости организма к воздействию перегрузок.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...
  3. Основные закономерности реакций организма на действие ударных перегрузок С. А. Гозулов Влияние ударных перегрузок на организм, прежде всего,...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.