Сен 07

Безопасность полетов

Боевая эффективность авиации и безопасность полетов во многом зависят от функционального состояния и резервных возможностей организма летчика. Профессия летчика, относится к одному из наиболее сложных видов трудовой деятельности человека. В полете летчик подвергается воздействию комплекса, экстремальных физических в психических факторов. Вынужденный темп деятельности и жесткий лимит времени на переработку потока информации делают работу летчика, напряженной. Однако среди множества факторов полета наиболее серьезное воздействие на организм летчика оказывают ускорения. Они являются причиной перегрузок1, возникающих в полетах с маневрированием, на перехват цели, в воздушном бою, при выполнении фигур высшего пилотажа. Во время действия перегрузки усложняется выполнение управляющих действий, затрудняется визуальное наблюдение за показаниями приборов и внекабинным пространством.

Из-за нарушения мозгового кровообращения может произойти потеря сознания. Все это негативно влияет на эффективность выполнения летчиком полетного задания и безопасность полета.

В связи с созданием высокоманевренных самолетов возросло число негативных последствий действия пилотажных ускорений, характеризующихся большой скоростью нарастания перегрузок. Способность сердечнососудистой системы к сохранению необходимого уровня кровоснабжения головного мозга обратно пропорциональна скорости нарастания перегрузки, и при определенных ее значениях организм не успевает включить компенсаторные реакции, перегрузка становится как бы внезапной. Так, по данным службы безопасности полетов США 16% катастроф самолетов Г-16 произошло в связи с потерей сознания летчика при перегрузках. Имеются основания считать, что первый образец Р-20 разбился по этой же причине. Не случайно потеря сознания, вызываемая перегрузкой, становятся предметом беспокойства не только специалистов по безопасности полетов, но и самих летчиков.

В нашей стране и за рубежом активно ведутся исследования по предупреждению летных происшествий, связанных с потерей сознания летчиком в полете. Случаи потери сознания в полете наиболее часто регистрируются при пилотировании самолетов F-15, F-4, F-16, Т-38, А-10. Установлено, что при больших перегрузках кратковременно теряли сознание до 25% летчиков.

Приведенные данные свидетельствуют, что проблема профилактики нарушения сознания и других неблагоприятных последствий действие перегрузок приобретает все более актуальное значение. В связи с этим предпринимаются значительные усилия по разработке эффективных средств и методов повышения устойчивости летчика к пилотажным перегрузкам. Апробируются автоматизированные системы управления самолетом в случае потери летчиком сознания, совершенствуются противоперегрузочные устройства, применяются специальные методы повышения индивидуальной устойчивости летчика, к перегрузкам.

1 Под перегрузкой понимаются биомеханические и физиологические реакции организма и ощущения летчика на воздействие ускорений.

Непосредственную угрозу для жизни летчика и его здоровья представляют также ударные ускорения. Они возникают при использовании катапультных устройств, парашютных систем и в случаях аварийного приземления. Катапультирование сопровождается гибелью 12-18% летчиков, 20-30% летчиков получают тяжелые травмы, 16-24% — легкие повреждения, невредимыми остаются 40-48% (с учетом травм и повреждений). Травмобезопасность обеспечивается не только характеристиками технических систем, но и учетом при их создании возможностей организма человека по переносимости ударных воздействий.

Публикуемые статистические данные свидетельствуют, что число благополучных исходов при катапультировании находится в пределах 82-88% (с учетом травм и повреждений). Однако имеются реальные возможности дальнейшего повышения гарантированного уровня сохранения здоровья и жизни летчика при катапультировании за счет применения специальной системы мер повышения его устойчивости к ударным перегрузкам.

Существенные успехи, достигнутые в последние годы в улучшении технических характеристик кресел и средств защиты от действия больших ускорений, а также целенаправленная работа по повышению устойчивости организма летчика к действию пилотажных и ударных ускорений не снимают остроты проблемы.

Обеспечение боевой эффективности авиации и безопасности полетов за счет учета психофизиологических возможностей организма летчика при воздействии ускорений в полете по-прежнему является актуальной задачей специалистов в области авиационной медицины и физиологии.

Предлагаемые читателю статьи в определенной мере обобщают материалы теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в интересах совершенствования средств и методов защиты летного состава от действия пилотажных и ударных ускорений.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Физиологическое и патологическое действие ударных ускорений Большинство исследований по изучению действия ударных ускорений на организм человека...
  3. Потеря сознания под влиянием перегрузки Технические возможности современных самолетов, способных создавать быстро нарастающие и длительные...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.