Дек 05

Авиационный врач и летное здоровье

Летчик как представитель героической профессии олицетворяет не только образец мужества, решительности, энергии, силы воли, да и крепкого здоровья. Если же человек здоров, то зачем ему авиационный врач?

Летчик действительно редко болеет в обыденном понимании этого слова, но сравнительно часто бывает «нездоров» в профессиональном понимании здоровья. Это, конечно, не значит, что летчик не может простудиться и заболеть. Но для того и работает авиационный врач, для того существует медицинская служба авиации, чтобы, несмотря на особые условия труда летного состава и специфическую профессиональную нагрузку, максимально снизить возможность такого заболевания у летчика. Авиационный врач должен иметь достаточную клиническую подготовку, чтобы квалифицированно оказать больному необходимую помощь, дать совет или консультацию, назначить лечение или направить в соответствующее лечебное учреждение.

Но еще более сёрьезная задача – сохранить летчику профессионально необходимый уровень здоровья, который обеспечивает успешное выполнение летной работы. Очень важно, если он со знанием дела поможет летчику преодолеть те или иные трудности в работе, обучении, связанные с психофизиологическими особенностями летной деятельности, поможет найти причины, предпосылок и ошибочных действий, обусловленные индивидуальными особенностями летчика, выработать оптимальный режим труда, летной нагрузки, тренировки и т. д. И сделает это деликатно, прямо или через старшего командира постарается проследить за результатом, своевременно внести поправки и будет курировать каждого, кто в процессе летной работы особо нуждается в его внимательном участии.

Преодолевая возможно неправильно понимаемое назначение авиационного врача исключительно как контролера и инспектора здоровья летчика, а подчас служебные и возрастные различия, врач обязан найти путь к сердцу летчика, стать заботливым наставником его здоровья и положительно влиять на успешность его деятельности и совершенствование летного мастерства. Для этого врачу нужно хорошо знать физиологию и психофизиологию летного труда, разобраться в профессиограмме летной деятельности, в переживаниях летчика в полете, изучать личные качества каждого летчика, особенности его характера, волнующие его жизненные трудности и проблемы, понимать особенности взаимоотношений в экипаже и летном коллективе.

Со своей стороны летчик, видя во враче заботливого участника своего непростого труда, понимая необходимость активного формирования летного здоровья, должен сам стремиться к товарищескому, доверительному общению с врачом, посвящать его в тонкости своего мастерства, изменений физического и психического состояний, возникающих у него в процессе летной работы.

В наше время, когда благодаря массовым средствам информации все хорошо осведомлены не только о широко пропагандируемых оздоровительных и профилактических мерах, но и о лечении отдельных заболеваний, действии лекарств и т. д., нередко от врача ждут необычных, каких-то сверхординарных действий или средств, в один миг способных изменить положение дел, исцелить, омолодить, освободить от недуга. Да и сами врачи иногда грешат желанием удивить пациентов и окружающих своей оригинальностью, особыми методами лечения и прочее. Не следует идти на поводу у таких «знатоков». Сохранение и укрепление здоровья – это повседневная обязанность, упорный и кропотливый труд.

Неумение и нежелание выполнять предписанные оздоровительные мероприятия, строго соблюдать режим дня, питания, физических нагрузок, закаливать организм, последовательно и методично тренировать его, наращивать силу и выносливость, добиваясь малого, но постоянного продвижения вперед, приводит многих слабовольных или «очень занятых» людей к разочарованию, неспособности бороться за свое физическое и духовное совершенство.

Нередко в компании таких «знатоков» и «скептиков» разумные, но требующие каждодневных усилий советы врача становятся предметом насмешек и досужих сплетен. Слабохарактерные люди, будучи не в силах взять себя в руки, таким способом как бы защищают себя от внутренне, сознаваемой необходимости выполнять разумные советы, но не в силах, «потратиться» на это, побороть свою привычку к расхлябанности и в то же время, желая в собственных глазах, как-то сохранить свою правоту. Не случайно становятся героями рассказов и повестей люди, сумевшие преодолеть обывательский нигилизм в отношении здоровья, побороть свои недуги, стать в строй активных бойцов, вернуться к любимой профессии, в том числе и к летной, или, если невозможно, преодолеть физический недостаток, обрести нравственную силу занять активную жизненную позицию.

История сохранит навечно для наших потомков подвиги героев летчиков, нравственная и духовная сила которых вернула их в боевой строй после тяжелых ранений.

Вторично рожденные в небе легендарные Маресьев, Сорокин, Маликов совершили то, что выходило за рамки обычных норм и представлений о возможностях человека.

В каждой профессии, в каждом специалисте важна не только сумма фактических знаний, но и увлеченность делом, психологическая направленность личности, целеустремленность в области избранной деятельности. Ибо в каждом действии, поступке и в целом в поведении человека мотивы и цели являются определяющими, хотя и преломляются в соответствии с условиями текущей обстановки. И чем сложнее и труднее деятельность, тем значимее идеологические и морально-психологические факторы, определяющие успешность в избранной профессии.

Развитие авиационной техники, усложнение летной деятельности требуют все более непосредственного участия авиационного врача в профессиональной подготовке летного состава, в освоении наиболее сложных видов полетов и в поддержании высокой работоспособности, эффективности и надежности действий летных экипажей, в обеспечении безопасности полетов.

Успешность работы врача в указанных направлениях определяется не только его специальными знаниями, практическим опытом, широтой его кругозора, но главным образом умением войти в летный коллектив, найти такие формы общения с летным составом, которые позволяют ему знать подлинное состояние здоровья экипажа и оказывать на него наибольшее влияние в процессе формирования психофизиологической готовности к летной деятельности.

Авиационный врач должен быть психологически подготовлен к условиям и характеру работы в войсковом звене, в воинском коллективе. Врач части, прежде всего, военный врач. Авиационная медицина не только отрасль медицины, но и составная часть военной медицины, и это накладывает определенный отпечаток на профессиональную ориентацию авиационного врача.

Современный военный врач независимо от своей специализации и сферы врачебной деятельности – это высококвалифицированный специалист в области профилактической, клинической и военной медицины, хорошо знающий особенности труда различных военных специалистов и условия воинской службы. Это врач-организатор, способный успешно решать сложные и ответственные задачи по медицинскому обеспечению личного состава в мирное время и в обстановке войны. Ему, как правило, приходится выступать советчиком (консультантом) по всем вопросам заболевания и лечения, что требует пополнения своих знаний новейшими достижениями медицинской науки. И все же без умения работать с летным экипажем, обеспечивать его высокую работоспособность, и боеспособность, летную форму (то есть сложный комплекс профессионально необходимых физических и психических качеств), летное долголетие и безопасность полета нельзя стать и нельзя считать себя авиационным врачом. Это не добавка к врачебной профессии, а сама профессия авиационного врача, специфическая область его медицинской деятельности, в которой много своих проблем и вопросов, требующих не только специальных знаний, но и известного искусства. Это относится к изучению индивидуально-психологических особенностей летного состава, взаимосвязи здоровья и деятельности, переживаемых трудных состояний в процессе переучивания на новую авиационную технику, к участию в проведении психофизиологической подготовки и формированию у экипажа оптимального физического и психического состояния, необходимого для успешного выполнения летной задачи, к изучению причин напряженности в полете, затруднений при освоении сложных видов полетов и боевого применения, к использованию самолетных тренажеров для оценки психофизиологических реакций летчика и многих других подобных вопросов.

Для успешного решения этой задачи авиационный врач должен хорошо знать особенности летной деятельности, строить свою работу на основе профилактики тех неблагоприятных факторов и условий, которые в конечном итоге могут снизить боевую эффективность экипажа. Поэтому вся его врачебная подготовка должна быть направлена на извлечение из клинических знаний максимума необходимого, позволяющего ему на уровне профилактики обеспечить летное здоровье, высокую профессиональную продуктивность экипажа. И в этом нет ничего умаляющего врачебную специальность.

Учитывая возрастающую сложность летной работы, следует подчеркнуть, что медицинское обеспечение полетов уже теперь нуждается в более ранней диагностике функциональных изменений в организме, в оценке уровня здоровья, а не болезни. Такой подход исходит из требований летной профессии к здоровью, из приоритета оптимального психофизиологического состояния для обеспечения высокой работоспособности, боеспособности летного экипажа.

Традиционный подход: нет заболеваний и болезненных симптомов – значит здоров, уже не может удовлетворять перспективным требованиям медицинского контроля за летным составом. Необходимо оценивать здоровье на основе соответствующих критериев, то есть критериев уровня здоровья, а не путем исключения болезней, так как здоровье характеризуется различными состояниями, которые влияют на трудовую и творческую продуктивность человека.

В интересах повышения эффективности сложных видов деятельности необходимо в ближайшем будущем не только научиться определять и оценивать такие состояния, но и формировать их.

Затронутая проблема находится в самом начале разработки, но она отражает те принципы, на основе которых должен осуществляться подход к изучению и формированию необходимого профессионального здоровья у летного состава.

Похожие статьи:

  1. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  2. Авиационный врач и его нравственный облик Сознавая свою ответственность перед обществом и коллективом, авиационный врач постоянно...
  3. Авиационный врач среди летчиков Вооруженные Силы занимают почетное место в жизни нашей страны, в...

автор \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.