Дек 05

Авиационный врач и его нравственный облик

Сознавая свою ответственность перед обществом и коллективом, авиационный врач постоянно сверяет свои действия и поступки с требованиями морали, с пониманием личного долга, с признанием нравственных норм и ценностей, утвердившихся в процессе современного развития.

Нравственные требования остаются словесной догмой, если не преломляются личностью, в убеждения и не становятся внутренней потребностью. Нравственный облик врача не исчерпывается его отношением к здоровому или больному человеку, но в значительной мере определяется также его отношением к обществу, осознанием своей социальной роли. Об этом напоминают строгие слова из присяги врача, которые выпускник медицинского вуза торжественно произносит перед лицом своих будущих коллег: «…Клянусь беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами морали, всегда помнить о высоком призвании врача, об ответственности перед народом и государством! Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».

Авиационный врач должен быть всесторонне образованным человеком. Ему необходимо иметь широкий кругозор и хорошо разбираться в сложных явлениях современной жизни. В основе профессионального авторитета врача лежат теоретические знания, практический опыт и его личные качества, прежде всего чуткость и внимательность к людям.

Обладая достаточными профессиональными знаниями, он в то же время должен знать литературу, искусство, историю, быть в меру начитанным и осведомленным о новейших достижениях техники. Суждения врача во всех случаях должны быть обстоятельными, научными, обоснованными. Его убеждения должны быть устойчивыми, высказывания – ясными и понятными, устремления – возвышенными и искренними, общение – мягким и доброжелательным, действия – уверенными и смелыми, решения – осторожными и мудрыми.

Повышая свой идейно-теоретический уровень, авиационный врач должен хорошо владеть научной методологией, знать марксистскую диалектику и теорию познания. В процессе наблюдения и изучения человека ему следует постоянно анализировать и сопоставлять множество фактов и явлении, от правильной оценки которых зависят его практические действия. Особенно опасна для врача предвзятость в отборе фактов и самоуверенность. Обычно самомнение и самоуверенность порождают небрежность, халатность, безответственность, что снижает практическую эффективность действий врача и отрицательно сказывается на его авторитете. Быть предельно точным и объективным, самокритичным и неотступным на пути познания истины таков закон медицины, таков путь исследования. Он чужд поверхностным взглядам, поспешным выводам, необоснованным суждениям. Чтобы не впасть в ошибку, надо всесторонне изучать каждое явление, владеть научной методологией, проверять сомнительное и всякий раз убеждаться в очевидном. Ведь речь идет о здоровье и благополучии человека, летчика, который полностью доверяет врачу и вправе рассчитывать на максимально серьезное и ответственное, заботливое и доброе отношение к своему здоровью.

Ошибка лечащего врача может привести к роковым последствиям. Ошибки авиационного врача, кроме того, могут неблагоприятно сказаться на безопасности полетов, прямо или косвенно привести к летному происшествию. И хотя врачебная ошибка расценивается как следствие непреднамеренного действия, добросовестного заблуждения, в моральном отношении она не может быть оправдана.

Как и у представителей любой другой профессии, встречаются профессиональные ошибки      и во врачебной практике. Однако в силу профессии врача они могут приобретать большое общественное значение. В деятельности авиационного врача речь идет не только о здоровье личного состава, но и о боеспособности летных экипажей и безопасности полетов.

Существуют многочисленные объективные причины врачебных ошибок, связанных с использованием диагностической аппаратуры, устаревших методов, инструкций и пр. Однако важное место занимают субъективные причины. Это и отсутствие достаточного опыта, знаний, умения наблюдать, конструктивно и логически мыслить, делать заключения, и выводы. Вместе с тем практика показывает, что в основе врачебных ошибок не меньшую роль играют особенности характера врача, его личные качества. Сюда относятся переоценка своих знаний и возможностей, установка на непогрешимость и оригинальность суждений, предвзятость мнений, самолюбие и тщеславие, стремление ставить интересные, свои особые диагнозы и др. К этической стороне врачебной деятельности относится большой круг деонтологических ошибок, которые не только затрудняют проведение медицинских мероприятий, но нередко наносят психическую травму, служат источником ятрогений1 и дидактогений2.

1 – Ятрогении – болезненные состояния, возникающие под влиянием необдуманных слов врача, отрицательно действующих на психику больного.

2 – Дидактогении – психогенное заболевание или реакция, вызванные нечутким отношением педагога (руководителя).

Менее всего изучены ошибки в профилактической работе врача. Тем не менее, они имеют важное значение в условиях воинского коллектива, а также при проведении авиационным врачом индивидуальной профилактической работы.

На практике врачебные ошибки нередко смешиваются с небрежностью или халатностью, а небрежность и халатность расцениваются как врачебные ошибки. Такое смешение, конечно, неправильно и отражает недостаточно строгое отношение к этим понятиям. Сущность этих различий лежит в сфере морально-этических критериев и должна четко пониматься врачом и учитываться в своей деятельности.

Одно и то же действие врача с одинаковыми последствиями может квалифицироваться по-разному в зависимости от его мотивов и конкретных условий. Разные проявления небрежности и ее последствий в зависимости от обстоятельств заставляют в одних случаях признать небрежность проступком, а в других – преступлением.

Надо всегда помнить, что восполнить нравственные потери врачу во сто крат труднее, чем исправить профессиональную ошибку.

В условиях практической деятельности авиационный врач нередко забывает о самообразовании, пополнении специальных знаний, несистематически следит за периодической медицинской литературой, не работает с книгой, недостаточно общается с опытными коллегами и старшими товарищами. Некоторые врачи не всегда уделяют должное внимание изучению летного дела, особенностей летных и технических специальностей. Это неизбежно приводит к снижению профессионального авторитета врача, сужает сферу его интеллектуального общения с летным составом и другими членами авиационного коллектива.

Успешность профессионального совершенствования авиационного врача зависит от его желания и умения повышать свои теоретические знания и обобщать свой опыт работы. Надо развивать в себе наблюдательность, то есть способность к восприятию отличительного и особенного, в каждом явлении, предмете, умение видеть существенное в связях и отношениях между явлениями. Наблюдательность как черта характера и как способ познания требует внутренней установки и целенаправленности, является психологическим качеством личности, которое авиационному врачу необходимо развивать в полной мере.

Высокие моральные и нравственные качества есть главный источник успеха работы врача в авиационном коллективе, среди летного состава – людей героической профессии, открытых, целеустремленных, жизнерадостных, и в то же время сложных в своей индивидуальности, не прощающих другим духовной ограниченности и мелочных интересов.

Врач авиационной части, осуществляя свои специальные задачи, в то же время входит в состав руководящих офицерских кадров, которым присущи лучшие качества современного руководителя. Современный руководитель должен органически соединять в себе глубокую компетентность с дисциплинированностью, с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем, на любом участке руководитель обязан учитывать и социально-политические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и быту.

Каждый военный врач выступает и как организатор, и как воспитатель, как специалист и как администратор. Подчас нельзя разграничить все присущие ему функции. Многообразие деятельности авиационного врача требует от него продуманной научной организации труда, что включает, помимо постоянного творческого роста, рационализацию приемов и способов деятельности, совершенствование стиля работы.

Авиационный врач постоянно вносит свой вклад в обеспечение учебно-боевой подготовки и поддержание высокой боевой готовности части. В каких бы условиях он ни работал, своим отношением к выполнению обязанностей, возложенных на него воинскими уставами и приказами, а также наставлениями по медицинскому обеспечению полетов и медицинскому обслуживанию личного состава части, высокой культурой труда врач показывает пример выполнения партийного и служебного долга, учит и воспитывает подчиненных, молодых офицеров. Как старший, всесторонне подготовленный специалист, он всем своим поведением развивает у личного состава чувство глубокого уважения к воинской службе, создает положительный психологический климат в коллективе.

Профессия авиационного врача предполагает высокую требовательность к себе и другим, исключает самодовольство, противостоит любым проявлениям бюрократизма и формализма.

Мастерство в работе с людьми требует известных педагогических знаний, навыков психологического анализа поведения личности, пропагандистского умения, высокой общественной активности. Живой интерес к людям, их здоровью, постоянная потребность общения с ними, стремление прийти на помощь, проявить участие, передать свои знания и опыт укрепляют профессиональные позиции врача, повышают его авторитет.

Похожие статьи:

  1. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  2. Авиационный врач и летное здоровье Летчик как представитель героической профессии олицетворяет не только образец мужества,...
  3. Авиационный врач среди летчиков Вооруженные Силы занимают почетное место в жизни нашей страны, в...

автор admin \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.